• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Кочевые тюркские племена на хорезмийской службе в эпоху монгольского нашествия

Тимохин Д. М.

В кн.: Историческая мозаика Евразии. Сборник статей к 70-летию Д.Д. Васильева. М.: Пробел – 2000, 2017. С. 232-244.

Препринт
INTERNATIONAL POSITION OF CHRISTIAN ALANIA IN THE 10TH CENTURY

Виноградов А. Ю.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2016

Доклад О.Е. Русиновой «Три тела короля. Конная статуя Жозе I в Лиссабоне (1775)»

Мероприятие завершено
8 апреля 2015 г. (среда) в 18:00 состоится очередное заседание научного семинара Школы исторических наук. С докладом на тему «Три тела короля. Конная статуя Жозе I в Лиссабоне (1775)» выступит канд. искусствоведения Ольга Евгеньевна Русинова (Российский государственный гуманитарный университет / Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Аннотация доклада. Великое землетрясение 1755 года изменило жизнь Португалии и ее столицы — Лиссабона. В процессе реконструкции сформировался новый регулярный облик города, его топонимика увековечила политические и экономические реформы, предпринятые для скорейшего восстановления государства. Центральная роль в этом процессе отводилась главной площади, сменившей название с Дворцовой на Площадь Коммерции. Программа реконструкции отвечает новым особенностям правления и государственного ритуала: король остается в пригородной резиденции, королевские покои на площади снесены. В центре площади решено поставить королевскую статую в знак постоянного пребывания монарха среди подданных - символического присутствия королевского тела.

В разработке ансамбля площади и, в частности, статуи, архитектор обращался к французской идее королевских триумфов, связанной с политико-теологической доктриной dignitas, или харизмы короля. Однако трансфер французской традиции XVII века в Португалию эпохи Просвещения порождает пустую форму, доступную для наполнения новыми комплексами значений. В 1775 году инициатор проекта памятника и автор национальных реформ Первый министр маркиз Помбал в день рождения монарха дарит ему новое тело - инаугурацию конной статуи. В течение пяти лет работы над статуей скульптор Машаду де Каштру пытался усовершенствовать первоначальный проект. Затея изменить иконографическую программу памятника встретила сопротивление, и в результате его деятельность ограничилась формированием художественных акцентов. Второе тело короля, предложенное скульптором, осуществлено не было. В завершение работы над памятником Машаду де Каштру предпринял еще одну, достаточно неожиданную, попытку: он пишет оду, в которой идет речь о достоинстве художника и образе монарха. Сопоставление оды с памятником позволяет выявить в тексте попытку сформировать третье тело короля — создателя Истории.

Заседание семинара пройдет по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход по пропускам. Для заказа разового пропуска просьба обращаться по адресу ddobrowolski@hse.ru.