• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Глава в книге
Кочевые тюркские племена на хорезмийской службе в эпоху монгольского нашествия

Тимохин Д. М.

В кн.: Историческая мозаика Евразии. Сборник статей к 70-летию Д.Д. Васильева. М.: Пробел – 2000, 2017. С. 232-244.

Препринт
INTERNATIONAL POSITION OF CHRISTIAN ALANIA IN THE 10TH CENTURY

Виноградов А. Ю.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2016

Доклад В.С. Дубиной «“Почему ты преследуешь меня и отравляешь мне жизнь?”: борьба за семейную память трех поколений баронов фон Розен»

Мероприятие завершено
23 мая 2016 г. (понедельник) в 18:00 состоится очередное заседание совместного семинара ГИИМ и Школы исторических наук НИУ ВШЭ по истории и культуре России XVIII–XIX вв. С докладом на тему «“Почему ты преследуешь меня и отравляешь мне жизнь?”: борьба за семейную память трех поколений баронов фон Розен» выступит канд. ист. наук, доцент Вера Сергеевна Дубина (Московская высшая школа социальных и экономических наук / Фонд им. Фридриха Эберта в России).

Аннотация доклада. Сравнительный анализ воспоминаний Андрея Розена с автобиографией его отца барона Ойгена Октава Августа фон Розена, написанной и опубликованной на немецком языке, а также записками сына Андрея, Евгения фон Розена (написанных по-русски и оставшихся в рукописи) – показывает внутренний диалог воспоминаний этой семьи, в процессе которого и создавалась ее коллективная память. Как Андрей фон Розен, так и его сын Евгений строят свои стратегии изложений, исходя из наследия памяти предыдущего поколения, а также определяют свое место в семье через внутренний диалог с отцом. Из всех трех источников, только «Записки декабриста» стали широко известны. Автобиография Ойгена фон Розена получила признание в кругу остзейского дворянства, и  была опубликована Андреем фон Розеном в 70-е годы XIX века, когда его собственные записки уже вышли в свет. Воспоминания Евгения фон Розена остались неопубликованными и, если и были известны, то исключительно в узкому кругу.

Андрей фон Розен пытался представить свой жизненный путь,  по возможности, как соответствующий общественным нормам немецкого дворянства, претендуя тем самым на принадлежность к сословию и семейной традиции. В героизированный декабристский дискурс благородной жертвы режима Андрей фон Розен вплетает традиционные балтийские добродетели: «культ семьи» – роль заботливого сына и отца семейства, «культ образования» – роль постоянно совершенствующегося образованного дворянина.  Именно против этих главных «столпов» конструкции памяти Андрея Розена направлены воспоминания его сына, который строит свои записки на отрицании балтийского «культа семьи» и отказе от признания героического дискурса декабризма. В ответ отцу, «жертве режима», Евгений представляет себя жертвой семейного тиранства, отрицая попутно важность для своего развития традиционных балтийских добродетелей и особенно отмечая негативное влияние декабризма в личной сфере.

По этим основным направлениям противопоставления своей версии памяти, памяти отца — героизация декабризма/отрицания героического дискурса декабристов; культ семьи/семейная тирания; балтийские добродетели/русские традиции, жертва режима/жертва семьи — и будет проведена линия сравнения текстов. При анализе принимается также во внимание преемственность главных мотивов записок Андрея Розена с автобиографическим текстом его отца. В результате этого анализа выходит на поверхность скрытый в описании этих главных мотивов диалог воспоминаний трех поколений.

Заседание семинара состоится по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разового пропуска просьба сообщить свои ФИО и место работы менеджеру Центра источниковедения Школы исторических наук НИУ ВШЭ Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru.