• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
Вена. История

Головлев А. И.

В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Доклад В.С. Дубиной «“Почему ты преследуешь меня и отравляешь мне жизнь?”: борьба за семейную память трех поколений баронов фон Розен»

Мероприятие завершено
23 мая 2016 г. (понедельник) в 18:00 состоится очередное заседание совместного семинара ГИИМ и Школы исторических наук НИУ ВШЭ по истории и культуре России XVIII–XIX вв. С докладом на тему «“Почему ты преследуешь меня и отравляешь мне жизнь?”: борьба за семейную память трех поколений баронов фон Розен» выступит канд. ист. наук, доцент Вера Сергеевна Дубина (Московская высшая школа социальных и экономических наук / Фонд им. Фридриха Эберта в России).

Аннотация доклада. Сравнительный анализ воспоминаний Андрея Розена с автобиографией его отца барона Ойгена Октава Августа фон Розена, написанной и опубликованной на немецком языке, а также записками сына Андрея, Евгения фон Розена (написанных по-русски и оставшихся в рукописи) – показывает внутренний диалог воспоминаний этой семьи, в процессе которого и создавалась ее коллективная память. Как Андрей фон Розен, так и его сын Евгений строят свои стратегии изложений, исходя из наследия памяти предыдущего поколения, а также определяют свое место в семье через внутренний диалог с отцом. Из всех трех источников, только «Записки декабриста» стали широко известны. Автобиография Ойгена фон Розена получила признание в кругу остзейского дворянства, и  была опубликована Андреем фон Розеном в 70-е годы XIX века, когда его собственные записки уже вышли в свет. Воспоминания Евгения фон Розена остались неопубликованными и, если и были известны, то исключительно в узкому кругу.

Андрей фон Розен пытался представить свой жизненный путь,  по возможности, как соответствующий общественным нормам немецкого дворянства, претендуя тем самым на принадлежность к сословию и семейной традиции. В героизированный декабристский дискурс благородной жертвы режима Андрей фон Розен вплетает традиционные балтийские добродетели: «культ семьи» – роль заботливого сына и отца семейства, «культ образования» – роль постоянно совершенствующегося образованного дворянина.  Именно против этих главных «столпов» конструкции памяти Андрея Розена направлены воспоминания его сына, который строит свои записки на отрицании балтийского «культа семьи» и отказе от признания героического дискурса декабризма. В ответ отцу, «жертве режима», Евгений представляет себя жертвой семейного тиранства, отрицая попутно важность для своего развития традиционных балтийских добродетелей и особенно отмечая негативное влияние декабризма в личной сфере.

По этим основным направлениям противопоставления своей версии памяти, памяти отца — героизация декабризма/отрицания героического дискурса декабристов; культ семьи/семейная тирания; балтийские добродетели/русские традиции, жертва режима/жертва семьи — и будет проведена линия сравнения текстов. При анализе принимается также во внимание преемственность главных мотивов записок Андрея Розена с автобиографическим текстом его отца. В результате этого анализа выходит на поверхность скрытый в описании этих главных мотивов диалог воспоминаний трех поколений.

Заседание семинара состоится по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разового пропуска просьба сообщить свои ФИО и место работы менеджеру Центра источниковедения Школы исторических наук НИУ ВШЭ Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru.