Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Вестник Пермского университета. Серия: История. 2025.
В кн.: Херсонесский сборник. Выпуск XXV. Вып. 25. Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», 2024.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
Аннотация. В конце XV–XVI в. русская иконография начинает усложняться, насыщаясь множеством новых тем, сюжетов и мотивов. Многие из них пришли из Европы, другие формировались независимо. В XVII в. расцветает традиция книжной миниатюры, причем визуальный ряд в иллюминированных рукописях зачастую отрывается от текста, становится предельно детализированным и самодостаточным. Иконография XVII в. нарративна и сложна — это текст, переполненный смыслами и смысловыми нюансами. Изображая семь таинств на отдельной иконе, мастер показывает не только сцены причастия, исповеди, миропомазания и др., окружая ими огромный процветший крест, но помещает в каждом бутоне креста крошечную сценку Страстей Христовых и заполняет пространство сложным орнаментом и значимыми мотивами. На этом фоне актуальным становится вопрос о зрителе — «идеальном реципиенте» и его компетенциях. В лекции мы рассмотрим неприметные и мало обсуждавшиеся аспекты известных иконографических тем — Страшного суда, Рождества Христова, искушения в Эдеме — и более редких композиций. Речь пойдет о том, как малозаметные детали, знаки и фигуры функционировали в русской иконе и миниатюре конца XV — начала XVIII в., какие смыслы закладывали мастера на микроуровне своего визуального рассказа, насколько и в каких ситуациях они могли реализовываться.
Заседание семинара состоится по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, строение 3 («корпус Л»), ауд. Л-301.
Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков просьба обращаться к доценту Школы исторических наук Анне Владимировне Пожидаевой по электронной почте apozhidaeva@hse.ru.