• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Статья
Практика наказаний в уголовном праве в России в 1760-е гг.
В печати

Петрова М. С.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2025.

Глава в книге
De titulis Chersonesi Tauricae VII
В печати

Шелов-Коведяев Ф. В.

В кн.: Херсонесский сборник. Выпуск XXV. Вып. 25. Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», 2024.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

«Дьявол в деталях и Бог в мелочах: “микрорассказ” в русской иконографии конца XV — начала XVIII в.»: доклад Дмитрия Антонова

Мероприятие завершено
В среду 25 октября состоится очередное заседание научного семинара «Проблемы христианской иконографии. Западная Европа». С докладом на тему «Дьявол в деталях и Бог в мелочах: “микрорассказ” в русской иконографии конца XV — начала XVIII в.» выступит канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник РАНХиГС Дмитрий Игоревич Антонов.

Аннотация. В конце XV–XVI в. русская иконография начинает усложняться, насыщаясь множеством новых тем, сюжетов и мотивов. Многие из них пришли из Европы, другие формировались независимо. В XVII в. расцветает традиция книжной миниатюры, причем визуальный ряд в иллюминированных рукописях зачастую отрывается от текста, становится предельно детализированным и самодостаточным. Иконография XVII в. нарративна и сложна — это текст, переполненный смыслами и смысловыми нюансами. Изображая семь таинств на отдельной иконе, мастер показывает не только сцены причастия, исповеди, миропомазания и др., окружая ими огромный процветший крест, но помещает в каждом бутоне креста крошечную сценку Страстей Христовых и заполняет пространство сложным орнаментом и значимыми мотивами. На этом фоне актуальным становится вопрос о зрителе — «идеальном реципиенте» и его компетенциях. В лекции мы рассмотрим неприметные и мало обсуждавшиеся аспекты известных иконографических тем — Страшного суда, Рождества Христова, искушения в Эдеме — и более редких композиций. Речь пойдет о том, как малозаметные детали, знаки и фигуры функционировали в русской иконе и миниатюре конца XV — начала XVIII в., какие смыслы закладывали мастера на микроуровне своего визуального рассказа, насколько и в каких ситуациях они могли реализовываться.

Заседание семинара состоится по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, строение 3 («корпус Л»), ауд. Л-301.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков просьба обращаться к доценту Школы исторических наук Анне Владимировне Пожидаевой по электронной почте apozhidaeva@hse.ru.