Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 87. С. 86-95.
В кн.: Херсонесский сборник. Выпуск XXV. Вып. 25. Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», 2024.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
Аннотация. Для того, чтобы получить представление о восприятии смерти средневековым человеком, необходимо учитывать масштаб интеграции мертвых и темы смерти в повседневную жизнь средневековья, так как этот конструкт является одним из ключевых понятий коллективного сознания. В первую очередь XIV–XV века были отмечены чредой бедственных для средневековой Европы событий. Столетняя война, Великий голод и, наконец, Великая чума середины XIV века опустошали и подвергали кризисам средневековое население. Однако при всей бедственности исторические события скорее способствовали распространению темы смерти, чем причиной появления данного феномена. Иконография Смерти была очень разнообразна, в искусстве Средневековья встречаются такие сюжеты как «Смерть на коне», «Триумф Смерти», «Смерть-жнец», «Смерть-охотник», «Легенда о трех мертвых и трех живых», однако наиболее распространённым был тип «Пляска смерти», который был теснейшим образом связан с текстом, поскольку практически во всех случаях визуальное воплощение «Пляски» сопровождается текстовым. Композиция «Пляски смерти» возникает как аллегория универсального характера в контексте средневекового представления о бренности земного существования в противопоставление вечности душевной красоты человека. В докладе речь пойдет о монументальной живописи и манускриптах — двух формах, в которых «Пляска смерти» обрела наибольшую популярность. Вопрос о происхождении «Пляски» до сих пор остается дискуссионным. Данный жанр существовал как минимум в трех видах: литература, театр и изобразительное искусство. В докладе будут рассмотрены основные теории, связанные с генезисом «Пляски смерти», а также распространение и особенности данного иконографического типа.
Семинар пройдет по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 (корпус Л), ауд. Л-301.
Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков внешним участникам просьба обращаться к доценту Школы исторических наук Анне Владимировне Пожидаевой по электронной почте apozhidaeva@hse.ru.