• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
Вена. История

Головлев А. И.

В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Доклад Дарьи Мажаровой «“Пляска смерти” в искусстве Западной Европы XV–XVI вв.»

Мероприятие завершено
22 ноября (среда) в 18:30 состоится очередное заседание семинара «Проблемы христианской иконографии. Западная Европа» (Школа исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ). С докладом на тему «“Пляска смерти” в искусстве Западной Европы XV–XVI вв.» выступит студентка IV курса бакалавриата ОП «История искусств» Дарья Мажарова.

Аннотация. Для того, чтобы получить представление о восприятии смерти средневековым человеком, необходимо учитывать масштаб интеграции мертвых и темы смерти в повседневную жизнь средневековья, так как этот конструкт является одним из ключевых понятий коллективного сознания. В первую очередь XIV–XV века были отмечены чредой бедственных для средневековой Европы событий. Столетняя война, Великий голод и, наконец, Великая чума середины XIV века опустошали и подвергали кризисам средневековое население. Однако при всей бедственности исторические события скорее способствовали распространению темы смерти, чем причиной появления данного феномена. Иконография Смерти была очень разнообразна, в искусстве Средневековья встречаются такие сюжеты как «Смерть на коне», «Триумф Смерти», «Смерть-жнец», «Смерть-охотник», «Легенда о трех мертвых и трех живых», однако наиболее распространённым был тип «Пляска смерти», который был теснейшим образом связан с текстом, поскольку практически во всех случаях визуальное воплощение «Пляски» сопровождается текстовым. Композиция «Пляски смерти» возникает как аллегория универсального характера в контексте средневекового представления о бренности земного существования в противопоставление вечности душевной красоты человека. В докладе речь пойдет о монументальной живописи и манускриптах — двух формах, в которых «Пляска смерти» обрела наибольшую популярность. Вопрос о происхождении «Пляски» до сих пор остается дискуссионным. Данный жанр существовал как минимум в трех видах: литература, театр и изобразительное искусство. В докладе будут рассмотрены основные теории, связанные с генезисом «Пляски смерти», а также распространение и особенности данного иконографического типа.

Семинар пройдет по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 (корпус Л), ауд. Л-301.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков внешним участникам просьба обращаться к доценту Школы исторических наук Анне Владимировне Пожидаевой по электронной почте apozhidaeva@hse.ru.