• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Г.В. Славгородский. Фронтовой дневник 1941-1945.

М.: Политическая энциклопедия, 2017.

Препринт
SUNDRY TOPICS OF THE TRANSITION PERIOD BETWEEN THE REPUBLIC AND THE PRINCIPATE IN THE RUSSIAN AND SOVIET SCHOLARSHIP OF THE 20TH CENTURY

Krivolapov G., Almazova N.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2017

Доклад Дарьи Мажаровой «“Пляска смерти” в искусстве Западной Европы XV–XVI вв.»

Мероприятие завершено
22 ноября (среда) в 18:30 состоится очередное заседание семинара «Проблемы христианской иконографии. Западная Европа» (Школа исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ). С докладом на тему «“Пляска смерти” в искусстве Западной Европы XV–XVI вв.» выступит студентка IV курса бакалавриата ОП «История искусств» Дарья Мажарова.

Аннотация. Для того, чтобы получить представление о восприятии смерти средневековым человеком, необходимо учитывать масштаб интеграции мертвых и темы смерти в повседневную жизнь средневековья, так как этот конструкт является одним из ключевых понятий коллективного сознания. В первую очередь XIV–XV века были отмечены чредой бедственных для средневековой Европы событий. Столетняя война, Великий голод и, наконец, Великая чума середины XIV века опустошали и подвергали кризисам средневековое население. Однако при всей бедственности исторические события скорее способствовали распространению темы смерти, чем причиной появления данного феномена. Иконография Смерти была очень разнообразна, в искусстве Средневековья встречаются такие сюжеты как «Смерть на коне», «Триумф Смерти», «Смерть-жнец», «Смерть-охотник», «Легенда о трех мертвых и трех живых», однако наиболее распространённым был тип «Пляска смерти», который был теснейшим образом связан с текстом, поскольку практически во всех случаях визуальное воплощение «Пляски» сопровождается текстовым. Композиция «Пляски смерти» возникает как аллегория универсального характера в контексте средневекового представления о бренности земного существования в противопоставление вечности душевной красоты человека. В докладе речь пойдет о монументальной живописи и манускриптах — двух формах, в которых «Пляска смерти» обрела наибольшую популярность. Вопрос о происхождении «Пляски» до сих пор остается дискуссионным. Данный жанр существовал как минимум в трех видах: литература, театр и изобразительное искусство. В докладе будут рассмотрены основные теории, связанные с генезисом «Пляски смерти», а также распространение и особенности данного иконографического типа.

Семинар пройдет по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 (корпус Л), ауд. Л-301.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков внешним участникам просьба обращаться к доценту Школы исторических наук Анне Владимировне Пожидаевой по электронной почте apozhidaeva@hse.ru.