• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
Вена. История

Головлев А. И.

В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Доклад Юлии Сычевой «Типологический принцип в иконографии западноевропейского средневековья»

Мероприятие завершено
21 марта 2018 г. (среда) в 18:30 состоится очередное заседание семинара «Проблемы христианской иконографии. Западная Европа». С докладом на тему «Типологический принцип в иконографии западноевропейского средневековья» выступит Юлия Сычева, бакалавр истории искусства исторического факультета МГУ.

Аннотация. Богословские споры первых веков нашей эры породили теологический принцип, который лег в основу всей последующей библейской экзегетики. Речь идет о типологии или принципе Согласования Заветов, по которому Ветхий Завет является прообразом Нового. Эта идея сформулирована еще в самом библейском тексте: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» [Лк 24:44], «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» [Ин 3:14]. Такая аллегорическая система толкования выкристаллизовывается в сочинениях апологетов и отцов церкви и влияет на иконографическую программу некоторых раннехристианских памятников, таких как Сан-Витале, Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Россанский кодекс.

Несмотря на богословское развитие доктрины и появление в IX веке текстов Glossa ordinaria, изобразительные аналоги до XII века появляются не так часто. Новый импульс развитию типологической иконографии был дан аббатом Сугерием в программе витражей хора Сен-Дени. В одной из надписей, сопровождающей сюжет снятия с лица Моисея покрывала, Сугерий достаточно точно сформулировал рассматриваемый принцип: «Что Моисей скрывает, учение Христа обнажает» («Quod Moyses velat Christi doctrina revelat»). «Типологическим», по-видимому, был несохранившийся крест, выполненный для Сен-Дени маасским мастером. Маасское декоративно-прикладное искусство XII века демонстрирует формирование принципов композиционирования и характерных связок типов и антитипов.

К последней четверти XII века относятся памятники, по-своему подытожившие эти искания: Штаммсхаймский миссал и Клойстернойбургский алтарь, программы которых демонстрируют уже сложившиеся принципы распределения сюжетов и иконографические схемы, наиболее полно выразившие суть типологического метода интерпретации. В докладе будут рассмотрены основные пары типов и антитипов и их текстуальные источники (Glossa ordinaria, Pictor in carmine и др.), а также принципы комбинирования этих сюжетов в визуальные схемы.

Заседание семинара состоится по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 («корпус Л»), ауд. Л-301.

Для заказа разовых пропусков просьба обращаться к доценту Школы исторических наук А.В. Пожидаевой по адресу apozhidaeva@hse.ru.