Аннотации курсов

Февраль-май 2017 уч. год

История рецепта: медицинские и кулинарные рецепты в XIV-XVII веках

Ольга Бурина, студентка 4 курса образовательной программы «История» Факультета гуманитарных наук

 

История медицинских и кулинарных рецептов тесно связана друг с другом. Первые поваренные книги и травники появляются в Италии в XIV в. Используя одни и те же ингредиенты, авторы одних книг рассказывали, как при помощи них приготовить то или иное блюдо, в то время как другие писали о пользе или вреде данного блюда для организма. Если первые использовали травы для придания пикантности блюду, то другие использовали те же травы для приготовления лекарств и для спасения людских жизней. Однако обе рецептурные традиции соединились в 1348 году, когда в Европу пришла Великая Чума. Диетология, разработанная в это время медиками на основании кулинарных рецептов и травников, помогала оттянуть время заражения и давала людям время покинуть зараженный город, не подвергнувшись заболеванию. Правила питания во время чумы сохранились и использовались долгое время, вплоть до XIX века.

В ходе занятия мы подробно рассмотрим средневековые рецепты, травники, а также поваренные книги, проведем сравнительный анализ их содержания, поговорим о свойствах трав и их применении в эпоху Средневековья и раннего Нового времени.

 

Культура Русского Зарубежья 1919-1939 гг.

Надеждa Александровнa Родионовa, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук

Цикл лекций посвящен культуре Русского Зарубежья 1919-1939 гг. В рамках вводной лекции Вы узнаете о причинах первой послереволюционной волны русской эмиграции, ее социальном составе и образовании русской диаспоры за рубежом. Мы рассмотрим характерные черты литературного творчества и вклад русских эмигрантов в сокровищницу мирового изобразительного искусства. 

 

Реформы и реформаторы России XVI-XX вв.

Наталья Викторовна Платоновa, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук

Спецкурс посвящен изучению реформ и реформаторских процессов, которые охватили государство и общество России в период от XVI в. до перестройки М. С. Горбачева.

 

Октябрь-декабрь 2016 уч. год

Нешкольная история СССР

Олег Баженов, Нияз Галявиев, студенты образовательной программы «История» Факультета гуманитарных наук

Курс посвящен тем аспектам истории СССР, которые обычно мало или совсем не затрагиваются в школьном курсе. Мы предложим непривычный анализ привычных вещей из истории России в XX веке. « Военный коммунизм », « НЭП », « великий перелом », « большой террор », « тоталитаризм », « оттепель », « застой », « перестройка » - теперь обычные, всем известные слова. Кажется, что здесь все очевидно, что здесь все просто и вам многое известно. Но как бы не так! На нашем курсе мы поговорим о том, что скрывается за всеми этими словами-маркерами эпохи. Мы будем читать дневники фронтовиков, стихотворения шестидесятников, слушать выступления Горбачева и песни « Самоцветов ». Мы поговорим о том, исчерпала ли себя НЭП. Мы попытаемся глубже понять, что же значит "сталинизм", каким был режим в разные годы и как он сказывался на образе жизни советских людей. Это нешкольная история СССР, история страны и ваших родителей, дедушек и бабушек. И мы даже будем рады, если вы будете приносить и показывать фотографии ваших родственников советского периода.

 

Медицина XIV-XVII вв.: от народных рецептов до научного знания

Ольга Бурина, студентка 4 курса образовательной программы «История» Факультета гуманитарных наук

 

Во времена декамероновской чумы люди эпохи Позднего Средневековья не только обращались к святым и к Богу, в надежде излечиться от смертельной болезни молитвами, но прибегали и к медицине. В этот период помимо советов, как противостоять чуме, появляются травники и специальные диеты. Процветает и практическая медицина – хирургия: цирюльники надрезали бубоны, прочищали их и в ряде случаев подобные операции заканчивались успешно. Но все же это была народная медицина, основанная на травных рецептах арабских авторитетов. Настоящая же университетская медицина продолжает относиться к хирургии как к падчерице, ведь любого рода кровопролитие ассоциировалось у средневекового человека с чем-то нечистым, враждебным. Так продолжалось до эпохи Возрождения, когда новое поколение студентов и врачей начинают протестовать против теоретической медицины, против заучивания текстов античных авторитетов. Студенты, преподаватели и даже клирики предпринимали ночные вылазки на кладбища в поисках будущего объекта препарирования. Все это завершается объемным трудом Андреаса Везалия «De humani corpora libri tres», естественные науки переходят к практике, побеждает ratio, начинается научная революция на Западе.

В нашем курсе мы проследим, как развивалась медицина от Средневековья до начала научной революции в XVII в., как бытовые познания в области естествознания перекочевали в университетские курсы и стали научным знанием. 

 


Январь-июнь 2016 уч. год

Государство и университеты в Российской империи XVIII – начала XX столетия: друзья или враги?

Олег Владимирович Морозов, старший преподаватель Школы исторических наук

С петровского времени и вплоть до падения династии Романовых государство стояло у руля российской образовательной политики. Светское просвещение с самого начала рассматривалось правящими кругами империи как главное средство по приведению страны к «познанию истинного благополучия рода человеческого». Видя в университетах «объекты для упражнения административной энергии по части обуздания и пресечения», самодержавная власть старалась превратить их в опоры для существующего порядка. Однако по мере того как в России росло число образованных людей и повышался статус научного знания, этот «утилитарный» взгляд на образование ослабевал, а просвещенные слои все чаще требовали коренных реформ, прежде всего отмены крепостного права, ограничение самодержавия и введения гражданских прав и свобод. Нежелание власти идти на диалог с университетами привело к тому, что в начале ХХ в. студенты активно участвовали в Первой русской революции, а профессора — в развитии парламентаризма и гражданского общества. С этого времени пути государства и университетов разошлись окончательно. Впоследствии ни образованная молодежь, ни опытная профессура не придут на помощь погибающей в 1917 г. монархии.

Цель данного курса — рассмотреть особенности становления и развития университетской жизни в Российской империи XVIII — начала XX вв., показать парадоксы взаимоотношений государства и высшей школы, определить их общие интересы и разногласия. Могла ли история российского высшего образования пойти по иному пути, если бы обеим сторонам удалось вовремя найти точки соприкосновения?


Императорская Россия

Наталья Викторовна Платонова, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук

Курс охватывает период  русской истории от Петра Великого, объявившего Россию империей, до Николая II, ставшего её последним императором. В ходе лекций будут освещены такие проблемы, как войны и территориальный рост империи, реформы и модернизация, особенности экономического развития, система управления и эволюция правящей элиты в XVIII-XIX вв., взаимоотношения власти и общества в целом. Особое внимание будет уделено личности и политике "просвещенного абсолютизма" Екатерины II. 


Читаем старые рукописи

Виктор Евгеньевич Борисов, канд. ист. наук, доцент школы исторических наук

«Цифровая революция» сделала возможным для всех желающих ознакомление с высококачественными копиями рукописей, которые раньше могли видеть лишь избранные профессионалы. В рамках курса мы познакомимся с рядом ключевых памятников русской истории, постараемся прочитать их в подлиннике и, конечно, подробно обсудим их содержание.

На первом занятии речь пойдет о славянской азбуке, после чего мы прочтем и прокомментируем фрагменты из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.


Горечь неволи в России XVIII в.

Ерофей Моряков, студент IV курса Факультета гуманитарных наук (образовательная программа «История»)

Крепостные крестьяне… Не все знают, что в XVIII веке они могли жаловаться в суд на своих помещиков! Между тем, осталась масса документов, которые рассказывают о крепостных в ярких красках. Обо всём этом никогда не говорят в школе, где преподают «государственническую» версию истории. Между тем, мы постараемся лучше понять уклад простого подневольного человека. О чём он думал, о чём мечтал? Как он понимал свободу, развлечения, чего боялся? Какими представляли себе крепостных российские граждане? Узнаем о конфликтах помещиков и их крепостных. Могли ли крестьяне бороться с неравенством перед ответчиком в суде? Почему господа приводили в суд своих «крепостных рабов», хотя их всегда можно было наказать в поместье?

На первом занятии мы посмотрим, что написано в российских законах о статусе крестьян, начиная с Соборного Уложения 1649 г. до конца XVIII века, и сравним с законами о зависимом населении в других странах.


Нешкольная история СССР

Олег Баженов, Нияз Галявиев, Елена Кривцова, студенты III курса Факультета гуманитарных наук (образовательная программа «История»)

Холодная война, разоблачение «культа личности», плановая экономика, застой, идеология, разрядка, диссиденты и Перестройка. Насколько это отражает суть советского государства? И самое главное, ощущали ли все это простые граждане? Какую историю СССР Вам расскажут ваши родители и бабушки с дедушками? Мы хотим посвятить наш занятия нешкольной истории СССР. Мы поговорим о советском образе жизни: о колбасе и очереди, о том, что такое Оттепель в понимании современников, знали ли о стилягах за пределами Москвы, во что одевались советские люди и какую музыку слушали. Вы возьмете интервью у своих родителей, а мы покажем фото- и видеоматериалы о том времени, а затем вместе это обсудим. Также в планах прослушивание вокально-инструментальных ансамблей и составление бизнес-плана для советского кооператора!

Первый семинар будет посвящен Великой Отечественной войне и исторической памяти о ней в современной России. По телевидению и в школьных учебниках постоянно и очень много рассказывается о великом подвиге советского народа. Это – одна из главных вех в нашей истории, определившая развитие государства на многие десятилетия вперед. Этот поворотный момент, без освещения которого не может обойтись ни один курс, посвященный СССР. Но почти всегда люди обращают внимание лишь на прославление отдельных героев, в наших головах крутятся одни и те же десятки имен, которые никогда не забудут в нашей стране. Но защищали Родину миллионы людей! И многие из них оставили записки, дневники о войне, все писали письма домой! На семинаре мы рассмотрим, как войну описывали ее участники и как их воспоминания соотносятся с тем, что обычно говорят о войне сейчас.