• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Глава в книге
Jews in the Russian Army during the First World War

Budnitskii O.

In bk.: Military Affairs in Russia’s Great War and Revolution, 1914–22. Book 1: Military Experiences. Vol. 1: Military Experiences. Bloomington: Slavica Publishers, 2019. Ch. 3. P. 63-82.

Препринт
Peter The Great’s Monetary Reform And Money Supply In Russia In 1698–1711

Ефимов А. В.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2019

Международная научная конференция «Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос»

26–28 июня 2017 г. в Музее-усадьбе «Кусково» (Москва) пройдет международная научная конференция «Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос» («L’Identité des Lumières : nouvelles approches»), организуемая совместно НИУ ВШЭ, Институтом всеобщей истории РАН, Германским историческим институтом в Москве, Центром франко-российских исследований в Москве, Государственным музеем-усадьбой Кусково и Центром по изучению Возрождения, Великого века и Просвещения (CNRS / Университет им. Поля Валери — Монпелье III). Заявки на участие принимаются до 1 ноября 2016 г.

Всем известен ответ на вопрос «Was ist Aufklärung?», данный Кантом в 1784 г.: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Между тем, на протяжении XIX и большей части XX столетий Просвещение рассматривалось как относительно однородный идейный блок, как некий доктринальный канон, содержание которого поначалу тесно увязывалось с трудами великих мыслителей — от Локка до Юма, от Монтескье до Руссо, от Лейбница до Канта, — а затем распространилось и на так называемую «периферию» Просвещения — идеи и деятельность их последователей в Италии, Испании, Португалии, Польше, России, на Балканах… Это восприятие было во многом связано с традиционным взглядом на Просвещение сквозь призму Французской революции. Оно родилось еще в годы самой Французской революции, нуждавшейся в идеологическом обосновании, и закрепилось в XIX веке, для которого эта революция стала важнейшей точкой отсчета. Этот подход получил новый мощный импульс в XX веке, поразившем мир новыми, невиданными по масштабу революциями, диктатурами и мировыми войнами. Независимо от того, поднималось ли Просвещение на щит как «философская революция», космополитическое идейно-политическое движение, возглавлявшееся интеллектуалами-реформаторами, или же осуждалось за манипуляцию массами, постоянное (вольное или невольное) соотнесение Просвещения с Революцией и ее последствиями неизбежно приводило к упрощению — в нем искали и находили черты, либо роднящие его с эпохой великих социальных потрясений, либо свидетельствующие о принципиальных различиях между ними.

В последней трети XX века с развитием социальной истории, а затем «новой культурной истории» ситуация стала меняться. Современная наука рассматривает Просвещение как особую культурную эпоху, как самостоятельный культурный объект, как «исторический мир», который необходимо исследовать и реконструировать. Пришло осознание реальной сложности и противоречивости этого мира, необходимости изучения не только его идей и ценностей, но и символов, визуальных образов и репрезентаций, практик (социабельности, религиозной жизни, воспитания и образования, путешествий, чтения, страсти к коллекционированию и т.д.), его сетевой структуры, а также осознание особой роли транснациональных культурных связей. Традиционное представление о Просвещении как о культурном феномене, действие которого ограничивалось европейскими странами и сферой их влияния, за последнее время обогатилось представлением об этой эпохе как о качественно новой стадии глобального взаимодействия культур.

Участники конференции представят результаты своих исследований, демонстрирующие динамизм и плодотворность новых подходов, наметят пути преодоления узконациональных и «ведомственных» границ в изучении Просвещения.

Основная проблематика конференции

  1. Современные подходы к изучению Просвещения.
  2. Пространство Просвещения (Enlightenment, Lumières, Aufklärung…): сетевая структура, центры и периферия.
  3. Идеи, образы, символы и практики.
  4. Межкультурная коммуникация.
  5. Глобальное измерение.
  6. Конец эпохи?

Мы рассчитываем, что конференция привлечет внимание представителей самых разных гуманитарных дисциплин — историков, в т.ч. историков книги, искусствоведов, философов, филологов, музейных работников, будет способствовать обмену опытом и позволит им в полной мере использовать достижения современной науки в своей работе.

Организаторы конференции

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Институт всеобщей истории РАН
  • Германский исторический институт в Москве
  • Центр франко-российских исследований в Москве
  • Государственный музей-усадьба Кусково
  • Центр по изучению Возрождения, Великого века и Просвещения (CNRS / Университет им. Поля Валери — Монпелье III)

Заявки на участие принимаются до 1 ноября 2016 г. по адресам: s.karp@mail.ru и vladislav.rjeoutski@dhi-moskau.org