• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
О так называемых «Змеиных богинях» Крита периода «новых дворцов»

Зинченко С. А., Солька А. А.

В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Международная научная конференция «Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос»

26–28 июня 2017 г. в Музее-усадьбе «Кусково» (Москва) пройдет международная научная конференция «Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос» («L’Identité des Lumières : nouvelles approches»), организуемая совместно НИУ ВШЭ, Институтом всеобщей истории РАН, Германским историческим институтом в Москве, Центром франко-российских исследований в Москве, Государственным музеем-усадьбой Кусково и Центром по изучению Возрождения, Великого века и Просвещения (CNRS / Университет им. Поля Валери — Монпелье III). Заявки на участие принимаются до 1 ноября 2016 г.

Всем известен ответ на вопрос «Was ist Aufklärung?», данный Кантом в 1784 г.: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Между тем, на протяжении XIX и большей части XX столетий Просвещение рассматривалось как относительно однородный идейный блок, как некий доктринальный канон, содержание которого поначалу тесно увязывалось с трудами великих мыслителей — от Локка до Юма, от Монтескье до Руссо, от Лейбница до Канта, — а затем распространилось и на так называемую «периферию» Просвещения — идеи и деятельность их последователей в Италии, Испании, Португалии, Польше, России, на Балканах… Это восприятие было во многом связано с традиционным взглядом на Просвещение сквозь призму Французской революции. Оно родилось еще в годы самой Французской революции, нуждавшейся в идеологическом обосновании, и закрепилось в XIX веке, для которого эта революция стала важнейшей точкой отсчета. Этот подход получил новый мощный импульс в XX веке, поразившем мир новыми, невиданными по масштабу революциями, диктатурами и мировыми войнами. Независимо от того, поднималось ли Просвещение на щит как «философская революция», космополитическое идейно-политическое движение, возглавлявшееся интеллектуалами-реформаторами, или же осуждалось за манипуляцию массами, постоянное (вольное или невольное) соотнесение Просвещения с Революцией и ее последствиями неизбежно приводило к упрощению — в нем искали и находили черты, либо роднящие его с эпохой великих социальных потрясений, либо свидетельствующие о принципиальных различиях между ними.

В последней трети XX века с развитием социальной истории, а затем «новой культурной истории» ситуация стала меняться. Современная наука рассматривает Просвещение как особую культурную эпоху, как самостоятельный культурный объект, как «исторический мир», который необходимо исследовать и реконструировать. Пришло осознание реальной сложности и противоречивости этого мира, необходимости изучения не только его идей и ценностей, но и символов, визуальных образов и репрезентаций, практик (социабельности, религиозной жизни, воспитания и образования, путешествий, чтения, страсти к коллекционированию и т.д.), его сетевой структуры, а также осознание особой роли транснациональных культурных связей. Традиционное представление о Просвещении как о культурном феномене, действие которого ограничивалось европейскими странами и сферой их влияния, за последнее время обогатилось представлением об этой эпохе как о качественно новой стадии глобального взаимодействия культур.

Участники конференции представят результаты своих исследований, демонстрирующие динамизм и плодотворность новых подходов, наметят пути преодоления узконациональных и «ведомственных» границ в изучении Просвещения.

Основная проблематика конференции

  1. Современные подходы к изучению Просвещения.
  2. Пространство Просвещения (Enlightenment, Lumières, Aufklärung…): сетевая структура, центры и периферия.
  3. Идеи, образы, символы и практики.
  4. Межкультурная коммуникация.
  5. Глобальное измерение.
  6. Конец эпохи?

Мы рассчитываем, что конференция привлечет внимание представителей самых разных гуманитарных дисциплин — историков, в т.ч. историков книги, искусствоведов, философов, филологов, музейных работников, будет способствовать обмену опытом и позволит им в полной мере использовать достижения современной науки в своей работе.

Организаторы конференции

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Институт всеобщей истории РАН
  • Германский исторический институт в Москве
  • Центр франко-российских исследований в Москве
  • Государственный музей-усадьба Кусково
  • Центр по изучению Возрождения, Великого века и Просвещения (CNRS / Университет им. Поля Валери — Монпелье III)

Заявки на участие принимаются до 1 ноября 2016 г. по адресам: s.karp@mail.ru и vladislav.rjeoutski@dhi-moskau.org