16 декабря в нашем центре состоялся семинар, на котором с докладом "Реконструкция государственного бюджета Московского царства рубежа 1630-1640х гг." выступил ассоциированный исследователь Центра источниковедения, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Дмитрий Владимирович Лисейцев
Доклад был посвящен изложению результатов предпринятой автором попытки реконструкции государственного бюджета Московского царства рубежа 1630 – 1640-х гг.
Представления о российском бюджете XVII в., существующие в российской и зарубежной историографии, носят преимущественно обобщенный и умозрительный характер. В большинстве случаев исследователи без критики воспроизводят данные, содержащиеся в сочинениях Дж. Флетчера, Ж. Маржерета и Г. Котошихина. Единственный источник, позволяющий составить почти исчерпывающее представление о бюджете Московского государства, опубликованная П. Н. Милюковым «государственная роспись» 1680 г., дает сведения лишь для одного года и условно позволяет распространить складывающуюся на ее основании картину только на ближайшие годы.
Автор доклада предпринял попытку реконструировать бюджет Московского государства для рубежа 1630 – 1640 гг. Выбор хронологического периода был обусловлен состоянием источниковой базы (для более раннего времени сохранность финансовой документации московских приказов более чем фрагментарна). С другой стороны, выбранный для реконструкции период позволяет сделать репрезентативные наблюдения, поскольку в те годы Московское государство, с одной стороны, не вело войн, а с другой – несло довольно крупные расходы в связи с угрозой военного конфликта с Крымским ханством и Османской империей.
Разделив приказы Московского государства условно на «приказы-доноры» и «приказы-реципиенты», автор по приходо-расходным книгам и столбцам устанавливает объемы годовых денежных поступлений в казну приказов, общая сумма которых в избранный для реконструкции период не превышала 1 млн. рублей, что в полтора раза меньше, чем сообщают нарративные источники XVI – XVII вв. Анализ расходования бюджетных средств показывает, что более половины денежных средств тратились на военные нужды – главным образом на уплату жалования служилым людям и строительство крепостей на южных границах. Сборы податей с населения (в среднем по 16,5 коп. на душу населения) позволяли обеспечить средствами основные нужды государства, процент недоимки составлял порядка 5%. Попытки в условиях «военной тревоги» рубежа 1630 – 1640-х гг. увеличить сборы податей с населения путем введения чрезвычайного налога – двухрублевой подворной подати – подорвали платежеспособность населения, которое лишь в виде разовой меры смогло выплатить казне сверх обычных сборов порядка 10% (что примерно соответствует т.н. «десятой деньге» начала XVII века). Попытки увеличения налогового бремени вели к массовому разорению крестьянского и посадского населения, бегству налогоплательщиков и, как следствие, к окончательному прикреплению крестьян к земле, а посадского населения – к посаду.