• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт проекта

Краткая аннотация


Исследуются модели интерпретации истории в различных регионах мира в современную эпоху, формы, механизмы и масштабы ее  политизации (национализации, этнизации, идеологизации), роль в этих процессах политических и интеллектуальных элит, СМИ и различных конфессий, участие в них (и ответственность за них) профессионального сообщества историков, их связь с политическим сознанием и менталитетом народов и этносов. Особый акцент уделяется изучению механизмов политической инструментализации исторического знания в различных культурных и цивилизационных контекстах и ее последствий для межэтнических, межнациональных, межконфессиональных, межгосударственных и межцивилизационных отношений в эпоху глобализации.

Новизна поставленной задачи определяется как состоянием исследований этой проблемы в отечественной и зарубежной исторической науки, так и особым подходом к ее решению. Исследование как научной историографии, так и массовых представлений об истории в современном мире является объектом внимания большого числа ученых, причем и западных, и российских (напр., работы И.М.Савельевой и А.В.Полетаева о восприятии истории в общественном сознании США). Однако это внимание, как правило, распределяется крайне неравномерно, оставаясь (в значительной мере, как и сама историческая наука) европоцентричной; относительно слабый интерес проявляется к современному историческому сознанию в странах Востока и особенно в Черной Африке.

В отечественных востоковедении и африканистике период относительного внимания к азиатской и африканской исторической мысли в конце 1970-х - конце 1980-х гг. сменился периодом практически полного равнодушия к соответствующей проблематике. Интерес к ней западной историографии, гораздо более сильный, тем не менее имеет свою специфику. Он концентрируется прежде всего на изучении отдельных направлений исторической мысли (напр., афроцентризм) и взглядов и концепций профессиональных историков и философов истории; массовые же представления о прошлом исследуются в первую очередь применительно к доколониальной эпохе, к финальному периоду антиколониальной борьбы и начальному периоду строительства независимых государств, когда западное концептуальное влияние (прежде всего связанное с революционными идеологиями) оказалось особенно сильным. 
Однако историческое сознание стран Азии и Африки в последние десятилетия остается малоизученными, в том числе и воздействие на него усилившихся глобализационных процессов. Особенность данного проекта заключается в том, что его главной целью является компаративный анализ моделей восприятия и интерпретации истории (как всемирной, так и национальной/этнической) в разных культурно-цивилизационных средах современного мира с точки зрения их политизации, а также исследование причин, контекстов и международных, внутриполитических и социально-психологических последствий этой политизации. 

Авторы проекта ставят своей приоритетной задачей понять связь специфических способов манипуляции исторической памятью и историческим сознанием народов и этносов с определенными типами политических систем постколониального мира и функциональную важность таких манипуляций для поддержания их устойчивости. Другой характерной чертой проекта является комплексное изучение различных групп исторических представлений на базе обширного круга источников - не только научных трудов и историко-философских сочинений, но также художественной литературы (исторические романы и поэмы), политической публицистики и политического дискурса в целом, мемуаристики, материалов общественных историко-политических дискуссий (в частности в интернет-пространстве), что делает возможным реконструкцию как элитарных, так и массовых способов восприятия истории и выявление каналов и степени распространения доминантных среди интеллектуальной элиты исторических теорий в массовом сознании индустриальных, постиндустриальных и переходных обществ конца ХХ - начала ХХI в.

 

Цель исследования  - сравнительный анализ механизмов и контекстов политизации истории в условиях глобализации и межцивилизационной конкуренции.

 

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Выявить и реконструировать модели интерпретации мировой, национальной, этнической истории, доминирующие в общественном сознании стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки;
  2. Выяснить степень зависимости этих моделей от доминантных политических идеологий и политической пропаганды;
  3. Выяснить связь этих моделей с базовыми социально-психологическими стереотипами и социально-политическими мифами;
  4. Выявить ключевых акторов и механизмы политизации исторического знания в различных странах и регионах современного мира;
  5. Определить степень воздействия официальных трактовок национальной и мировой истории на историческую память нации/этноса;
  6. Выявить модели интерпретации истории в оппозиционных и маргинальных политических культурах, выяснить идеологические и социально-психологические факторы их формирования и степень их отличия от доминантных;
  7. Проанализировать соотношения моделей интерпретации истории, доминирующих в общественном сознании и в государственной идеологии, с теориями и трактовками, распространенными в профессиональном сообществе историков тех или иных стран современного мира;
  8. Сравнить выявленные способы и механизмы политизации истории в разных странах и регионах современного мира и определить как общие, характерные для эпохи глобализации, так и специфические их черты, свойственные тем или иным этносам, народам, государствам и культурам;
  9. Определить последствия политизации истории в общественном сознании и государственной идеологии для политического и духовного развития общества в современную эпоху, ее конфликтогенный потенциал;
  10. Оценить роль "борьбы за историю" в современном межцивилизационном противостоянии;
  11. Выявить наиболее эффективные способы деполитизации исторической науки и исторического сознания в современную эпоху;
  12. Дать прогноз использования моделей интерпретации истории в политических целях в условиях нарастающей глобализации.

 

 

Информационную базу  исследования образуют документы и материалы различного происхождения:

  • научные исторические сочинения;
  • политико-философские труды и эссе;
  • историческая публицистика;
  • художественная историческая литература;
  • официальные документы, заявления и выступления политических лидеров и официальных лиц;
  • речи политических деятелей и общественных деятелей;
  • материалы интервью с политическими и общественными деятелями, журналистами, профессиональными историками, преподавателями школ и вузов, студентами;
  • материалы печатных и электронных СМИ;
  • материалы круглых столов по историческим проблемам;
  • материалы интернет-форумов и сайтов, посвященных исторической тематике.

 

Объект исследования  - модели интерпретации истории в различных странах и регионах современного мира:

  1. Модели интерпретации национальной и этнической истории, ее цивилизационных основ, движущих сил и ключевых акторов, а также доминантные идеи (богоизбранности народа, особой миссии и пр.) и оппозиции, лежащие в основе этих моделей (свой-чужой, центр-периферия, вождь-народ и пр.);
  2. Модели интерпретации мировой истории и истории мировых цивилизаций в различных странах и регионах современного мира, ее движущих сил и закономерностей, статуса и роли в ней данного народа, этноса, государства, а также доминантные идеи и оппозиции, лежащие в основе этих моделей;
  3. Историософские и политические теории, определяющие возникновение и содержание базовых моделей интерпретации истории в различных странах и регионах современного мира;
  4. Социально-политические мифы и стереотипы, влияющие на формирование и характер базовых моделей интерпретации истории в различных странах и регионах современного мира;
  5. Религиозно-политические догмы и представления, воздействующие на трансформацию исторического сознания в различных странах и регионах современного мира.

 

Методология и методы исследований


Решение поставленной проблемы требует комплексного использования методов различных гуманитарных и социальных наук — истории, политологии, филологии, социологии, социальной психологии, семиотики:

  • системного (рассмотрение исторического сознания как целостной и саморегулирующейся системы, состоящей из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой
  • сравнительно-типологического (сравнительный анализ различных моделей интерпретации истории, а также их элементов: исторических теория, стереотипов, мифов и т.п.);
  • кросскультурного (выявление тождества и различия моделей интерпретации истории во временном измерении);
  • синхронного (рассмотрение механизмов политизации трактовок истории в контексте определенной социальной и политической обстановки);
  • инвент-анализа (изучение фактов политизации исторического знания с целью определения основных тенденций развития политического сознания и политической идеологии);
  • нормативно-ценностного (выяснение значения исторической памяти для общественного сознания, для системы социальных ценностей);
  • контент-анализа (систематизированное исследование текстов);
  • структурно-семантического (анализ структур исторического дискурса с целью выявления скрытых уровней смысла)
  • прагматического (анализ отношений автора и его аудитории).

 

Ожидаемые результаты


Будет проведено исследование исторических форм политизации исторического знания, его причин, масштаба и специфики в рамках различных цивилизационных комплексов, его функций в социальных и политических системах стран Запада и Востока в XVII-XIX вв. (традиции политизации истории). Будет осуществлен в сравнительной перспективе анализ трансформаций, которым подверглось историческое сознание в западном, коммунистическом и постколониальном мире в межвоенный период и в эпоху Холодной войны; особое внимание при этом будет уделено политической инструментализации исторического знания в тоталитарных и авторитарных политических системах, в том числе и в России (на материале Российской империи и СССР). Изучение исторического опыта политизации истории с точки зрения масштаба, характера (эксплицитного или имплицитного), конкретных способов, идеологических контекстов, политических целей и социальных функций позволит выявить ее основные исторические формы и их связь с определенными цивилизациями, культурами и типами социальной и политической системы. Будут исследованы формы и механизмы политизации исторического сознания и исторической науки в конце ХХ - начале XXI вв. в мусульманских странах, в государствах "левого поворота" в Латинской Америке, в странах Восточной Азии и Черной Африки, а также методы "борьбы за историю" в странах-членах ЕС после Холодной войны и на постсоветском пространстве. Сравнение полученных результатов позволит выявить специфику политической инструментализации исторического знания в различных регионах современного мира и понять внутри- и внешнеполитические, а также социокультурные причины этих различий, их обусловленность процессами этнизации политической сферы и глубинными трансформациями социальных ментальностей в условиях углубляющейся глобализации. Будет изучена роль в политизации исторического сознания как акторов политического процесса, так и политических, социально-политических и идеологических институтов. Особо будет рассмотрено участие политических и интеллектуальных элит, конфессий и СМИ. Будет проведен анализ систем политического и идеологического контроля над историческим знанием в обществах индустриального, постиндустриального и переходного типа. Значительное внимание будет уделено механизмам формирования исторического сознания в современном информационном обществе, а также формам, каналам, специфике и эффективности использования исторического знания в современной политической коммуникации. Будут исследованы концептуальные реакции постколониальных азиатских и африканских обществ на евроцентристскую модель интерпретации истории. Будет определена степень важности политизированных трактовок истории, исторических мифов и стереотипов в идейной и социально-психологической подготовке межэтнических и межгосударственных конфликтов в современном мире, пути и способы их нейтрализации и в целом перспективы деполитизации исторического сознания. Будет выявлена роль (и ответственность) профессионального сообщества историков разных стран в политизации исторического знания.

    Результаты исследования будут суммированы в коллективной монографии "Политизация истории в постколониальном и постимперском мире" (публикация планируется в 2014 г.).

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.