• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Scots Magazine. 1741. Vol. 3. Jan. PP. 1-3



Императорский двор Санкт-Петербурга был какое-то время поглощен раскрытием заговора Волынского [1], а также допросом и наказанием его соучастников; вскоре царица умерла, оставив герцога Курляндского [2] регентом при младенчестве юного царя [3] согласно указу, изданному во времена недомогания ее Императорского Величества [4]. Герцог начал свое правление, весьма удовлетворяя народ, однако его поведение вскоре раскрыло, что его амбиции не будут ограничены лишь регентством. Он постепенно отдалял от управления государством любого, в ком подозревал своего врага, даже княгиню Анну [5]. Кроме того, он нахально обошелся с герцогом Брауншвейгским [6] и арестовал 6 российских дворян, коих подозревал в заговоре против себя с указанным герцогом. Отец императора оставил все свои должности, граф Миних [7], хотя и присягнул на верность Царю, регенту подчиняться отказался.

У княгини Анны было проведено несколько тайных совещаний по этому поводу, где было решено арестовать герцога-регента и снять его с правительственных должностей. Для исполнения этой цели был подписан приказ от имени молодого императора, который был приведен в исполнение графом Минихом. Регента после некоторого сопротивления арестовали и отконвоировали в крепость Шлиссельбург [8]. Княгиня Анна под залп артиллерии была объявлена регентом с титулом Великой Княгини Всероссийской.

Так пал несчастный герцог Курляндский, утратив все свое величие, который, как говорят, положил глаз на императорскую корону, что и стало причиной его внезапного падения. После того герцог Брауншвейгский был объявлен Генералиссимусом и подполковником конной гвардии. Граф Миних был назначен премьер-министром всех ведомств, по какому случаю Княгиня-Регент объявила в присутствии всего императорского двора: «Это мой защитник и защитник империи, тот, кто освободил нас от Бирона и его коварных умыслов». Он возьмет руководство при дворе вместе с герцогом Брауншвейгским над всеми министрами и генералами, а его сына повысят до старшего управляющего владениями Княгини Анны.

Когда герцог Курляндский и его жена [9] были доставлены в Шлиссельбург, были использованы все средства, чтобы умертвить их. Они были оставлены под дождем и снегом на полчаса перед воротами Зимнего дворца, где были осыпаемы проклятиями простого люда. И когда Бирона сажали в повозку для транспортировки в тюрьму, он увидел на своем пути около тридцати человек, освобожденных из тюрьмы, к которой он приговорил их. Они обвиняли его в тех страданиях, через которые им пришлось пройти во время их заключения. Среди них был Андрей Яковец, государственный советник и секретарь кабинета Министров, который был столь сурово наказан кнутом, что у него останутся шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Основные статьи, по которым выдвигают обвинения бывшему регенту – это огромные хищения казенных денег, часть из которых, согласно обвинениям, он выслал за границу; тайные переговоры, в которые он вступал с некоторыми князьями; его непристойные угрозы княгине Анне, что если она будет критиковать его поведение, он отошлет ее обратно в Германию, а в Россию призовет герцога Голштинского [10]; неуважение, которое он продемонстрировал по отношению к герцогу Брауншвейгскому, которого он подверг таким ограничениям, как запрет часто появляться на публике. Кроме того, учтено было надменное поведение герцогини Курляндской по отношению к княгине Анне и ее супругу, включая грубые выражения, которые использовались несколько раз в их адрес.

Вкратце, суд пришел к выводу, что оба они [Бирон и его жена] заслуживают смерти, и что Княгиня-Регент имеет полное право избрать наказание для них. Но письмо, которое герцогу Курляндскому разрешено было написать Княгине-Регенту, и в котором он выразил свое смиренное раскаяние, так повлияло на нее, что она решила смягчить столь суровый приговор, не желая, чтобы правление ее сына началось с кровавых событий. Она решила, что будет удовлетворена ссылкой.

Генерал Кейт [11] получил приказ после смерти Императрицы присягнуть на верность молодому Царю и его Регенту и проследить, чтобы то же сделали офицеры в его подчинении. Однако генерал, будучи осведомленным об интригах, которые плел герцог Курляндский во время недуга императрицы, пришел к выводу, что его правительство встретит оппозицию. Он собрал своих офицеров и обратился к ним со следующей речью: «Господа, я только что получил печальные новости о смерти ее Императорского Величества, нашей самой милостивой монархини. Она провозгласила Ивана III нашим настоящим и законным правителем. Вот текст присяги, которая была нам отправлена и которая должна быть принята нами, но где в повиновении и верности надлежит поклясться не только священной персоне его Императорского Величества, но и в той же степени герцогу Курляндскому, который выступает в качестве Регента. Я объявляю вам, господа, что я с радостью присягаю на верность и клянусь повиноваться нашему нынешнему всемилостивейшему императору Ивану III, и я готов пролить кровь за него и за его августейших родителей. Так же, как и его Императорскому Величеству, я готов подчиняться им, но я в то же время отказываюсь связывать себя какой бы то ни было присягой герцогу Курляндскому».

Такая открытость произвела впечатление на некоторых офицеров, которые последовали его примеру, но многие другие, опасаясь немилости со стороны герцога-регента, приняли присягу по тому тексту, который был прислан.

Принцесса Елизавета Петровна пребывает в Петербурге в том же положении, что и раньше, ее уважают и чтят благодаря ее высокому происхождению, однако же никакой власти для вмешательства в государственные дела у нее нет.

Хотя многие и считают, что конфликт России и Швеции [12] вскоре завершиться мирно, не менее ста тысяч человек продолжают оставаться в Ливонии [13], Ингерманландии [14] и Карелии, и есть даже планы по увеличению этого числа. Кроме того, в России сейчас готовиться сильный флот, который планируется спустить на воду следующим летом. Несмотря на недавние перевороты в России, в империи царит потрясающее спокойствие, не слышно ни одного крамольного слуха. Из Петербурга пришло заверение, что, наконец, подписан договор с Великобританией.

Ситуация в Швеции очень нестабильна, королевство разделилось на несколько партий, одна прислушивается к диктату французского двора, вторая выступает за мир с Россией на старых условиях, а третья придерживается мнения, что России необходимо предоставить еще какие-то преимущества после обновления Ништадтского мира [15], но невозможно определить, какая сторона возобладает до решения генерального парламента, который сейчас собирается.

 

Перевод и комментарии: Анна Лукашенко

Оригинал

 


[1] Артемий Волынский — российский государственный деятель и дипломат, был обвинен           Э.И. Бироном в заговоре и в хищении государственных денег в 1740 году, в этом же году казнен.

[2] Эрнст Иоганн Бирон — фаворит русской императрицы Анны Иоанновны, регент Российской империи в октябре-ноябре 1740 года, граф Священной Римской империи (с 1730 года), герцог Курляндии и Семигалии (с 1737 года). В 1740-1761 годах находился в ссылке.

[3] Иван VI (Иоанн Антонович) — российский император из Брауншвейгской ветви династии Романовых. Вступил на престол в младенчестве, правил с октября 1740 года по ноябрь 1741 года при регентах Э.И. Бироне, а позже своей матери, Анне Леопольдовне.

[4] Анна Иоанновна — российская императрица из династии Романовых, четвертая дочь царя Ивана V, брата царя Петра I, герцогиня Курляндская.

[5] Великая княгиня Анна Леопольдовна — правительница Российской империи с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 из Мекленбургского дома.

[6] Антон Ульрих, герцог Брауншвейг-Беверн-Люнебургский — отец российского императора ИванаVI Антоновича, генералиссимус Российских войск.

[7] Граф Бурхард Кристоф фон Миних — российский генерал-фельдмаршал немецкого происхождения,, подполковник Преображенского лейб-гвардии полка. Наиболее активный период его деятельности пришелся на правление Анны Иоанновны.

[8] Шлиссельбург («ключ-город») — крепость, основанная новгородцами в 1323 году с первоначальным названием «Орешек», переименована Петром I. Место заключения государственных преступников.

[9] Герцогиня Бенигна Готлиба Бирон — супруга герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона, играла важную роль при дворе, была фрейлиной Анны Иоанновны, также происходила из Курляндии.

[10] Герцог Гольштинский — Петр III Федорович (урожденный Карл Петер Ульрих), российский император с 1762 года, первый представитель Гольштейн-Готторп-Романовской династии на российском престоле. C 1745 года герцог Гольштейн-Готторпский. Внук Петра I, сын его дочери Анны.

[11] Генерал Кейт — Яков Вилимович Кейт, шотландский аристократ, генерал-аншеф на русской военной службе, прусский генерал-фельдмаршал с 1747 года.

[12] Речь идет о событиях, предшествующих русско-шведской войне 1741-1743 годов, начатой Швецией с целью вернуть территории, утраченные по Ништадтскому миру.

[13] Ливония (Лифляндия) — историческая область на территории современных Латвийской и Эстонской республик.

[14] Ингерманландия (Ижорская земля) — историческая область на северо-западе современной России, которая располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе, Ладожским озером — на востоке.

[15] Ништадтский мир — мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700-1721 годов, изменил предыдущую границу в пользу России.