• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа юного историка

Школа юного историка (ШЮИ) открылась в январе 2025 г. Наша цель заключается в том, чтобы дать старшеклассникам возможность послушать лекции и поговорить с преподавателями образовательных программ «История» и «История искусств», обсудить вместе с нашими студентами (бакалаврами и магистрантами) и аспирантами актуальные проблемы исторической науки, а также вместе подумать, что значит быть историком в XXI веке. 

Но есть и цель более масштабная – создать сообщество тех, кому интересна история, вне зависимости от того, чем именно обусловлен этот интерес. Есть те, кому интересны исторические явления, события, личности сами по себе, а есть те, кому история интересна потому, что ее изучение помогает что-то понять про настоящее и, возможно, будущее. Кто-то изучает историю потому, что это нужно для выпускных экзаменов, а кому-то просто интересно ее изучать. Мы рады всем и каждому! И, конечно, «юность» в нашем понимании – состояние души, а не некая объективно измеряемая категория. Присоединяйтесь к вышкинскому сообществу любителей истории! 

уже состоялось 4 публичные лекции
в Школе юного историка
почти 2000 просмотров
собрали наши видео в ВК!
  • Лекция К.А. Соловьева "Правила российской политики Серебряного века"

    После Первой русской революции политическая жизнь России радикальным образом изменилась. Тогда началась очень короткая, но очень важная эпоха в жизни страны. Появились легально действовавшие политические партии, неподцензурная печать, законодательное представительство, избирательные кампании. Газеты издавались миллионными тиражами, общественные съезды собирали тысячи делегатов. О русском искусстве говорила вся Европа. Художники экспериментировали, искали новые формы. На авансцене российской политики появились яркие герои, блестящие ораторы, талантливые публицисты, визионеры. Это были депутаты Думы, министры, журналисты, предприниматели. Быстро складывались новые правила игры, следствием которых стали и масштабные преобразования предвоенной России. Так или иначе они затронули жизнь практически всякого подданного императора. Россия опережала любую другую страну по темпам экономического развития. На глазах менялся быт абсолютного большинства населения. Так почему же эта эпоха оказалась столь скоротечной? Почему споры обернулись конфликтами? Почему за поворотом Россию поджидала пропасть?

  • Лекция Г.С. Егоровой "Имперские корни Золотого кольца..."

    В 1960-е годы в Советском Союзе появился известный туристический маршрут «Золотое кольцо», который объединил несколько исторических городов Центральной России (Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль и др.), не затронутых боевыми действиями в годы Великой Отечественной войны. Этот популярный до настоящего времени проект дал почву для дальнейшего репозиционирования территории и создал особый нарратив для описания этой части СССР. В своей лекции Галина Сергеевна расскажет о том, что выбор городов проекта не был ситуативным или полностью зависимым от процессов, происходивших в советском социуме: представления об этом маршруте были тесно связаны с имперским нарративом, возникшим в конце XIX – начале XX вв., а именно с путешествиями по этой территории императора Александра III и паломничества семьи Николая II в рамках празднования 300-летия династии Романовых.

  • Лекция П.С. Стефановича "Так называемая «большая дружина» в северной и восточной Европе в X-XI вв."

    Европейское средневековье знало разные формы военной организации. Наиболее архаической формой была дружина, о которой писал еще Тацит. В раннее средневековье дружина переживает трансформацию в соответствии с усложнением социальных и политических институтов. В некоторых ранних государствах северной и восточной Европы, в том числе в Древней Руси, в эпоху 10-11 вв. сформировалась специфическая военная организация, которая получила в науке название «большая дружина». О ней и будет лекция.

  • Лекция А.А. Попова "Мировой кооператив народов: СССР и альтернативный проект интеграции в Европе"

    Сорок лет, начиная с 1949 г., СССР и социалистические страны пытались реализовать свой особый вариант экономического сотрудничества, известный как Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). На лекции мы разберем причины возникновения организации в условиях Холодной войны, основные этапы ее реформирования, а также значение, которое СЭВ имел для развития экономик социалистических стран. Кроме того, поговорим об отличиях "социалистической взаимопомощи" от западноевропейской интеграции.

  • Лекция Е.Н. Трефилова "Почему Емельян Пугачев решил превратиться в Петра III и почему ему это удалось?"

    В России XVII-XVIII веков действовало множество самозванцев, называвших себя именами умерших царей и царевичей, однако лишь некоторым из них удалось увлечь за собой значительные массы народа. Одним из таких успешных (до поры до времени) самозванцев был донской казак Емельян Пугачёв. Но в чём заключалась природа его успеха? Почему даже те казаки, которые его выдали властям, продолжали верить в его «царственное» происхождение? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь ответить в рамках лекции.

    Присоединиться к лекции можно по ссылке

Часто задаваемые вопросы

Как присоединиться к встречам ШЮИ

Встречи проходят на платформе МТС-Линк. Участники должны заполнить небольшую регистрационную форму, после чего они присоединяются к вебинару. Вопросы можно задавать в чате, в конце лекции мы предлагаем участникам присоединиться к дискуссии. Для этого нужно попросить разрешения выйти в эфир.

Паблик ШЮИ в ВК

Прием в 2025 г.: 70 бюджетных мест, 35 платных мест, 1 платное место для иностранцев
Прием в 2025 г.: 30 бюджетных мест, 30 платных мест, 1 платное место для иностранцев