• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание научного проекта

*
Научный проект посвящён исследованию материала работ отечественных исследователей всеобщей истории конца XIX в. – 1980-х гг., анализирующих исторические события и процессы переломных эпох, на протяжении которых ряд обществ прошел через масштабные изменения их социального строя, государственности и мировоззрения. Преимущественное внимание в рамках проекта будет уделено исследованиям переходных эпох в истории Древности, Средневековья и Раннего Нового времени. Хронологическое ограничение рассматриваемого историографического материала связано с тем, что в рамках проекта планируется рассмотреть этапы развития отечественной историографии, обладающие определенной завершенностью и выраженной спецификой свойственных им исследовательских подходов. В целом в рамках проекта будет рассмотрено три таких этапа: дореволюционный (со времени окончательного становления в российской дореволюционной науке профессиональных исследований в области всеобщей истории и до 1917 г.); послереволюционный, или «раннесоветский» (1917 – начало 1930-х гг.); советский (1930–1980-е гг.); специфика каждого из этих этапов характеризуется ниже, в связи с постановкой научной проблемы предлагаемого проекта. Проект не ставит задачи сплошного исследования всего потока историографии на протяжении данных периодов; планируется выделение в его рамках и подробное рассмотрение ряда конкретных проблем, связанных с историей переходных эпох. Обязательным условием выделения таких проблем является неуникальность обращения к ним отечественных историков: каждая из них рассматривается на материале исследований нескольких авторов, дающих материал для сопоставления их подходов. Задача проекта состоит в том, чтобы проанализировать особенности построения в отечественной историографии концепций, предлагающих объяснения исторических процессов переходных эпох и общественных трансформаций, выявить влияние на них тенденций мировой историографии, политической и идеологической ситуации в стране и в мире, субъективных черт их отдельных авторов. Сосредоточение на материале переходных эпох представляется целесообразным, поскольку предоставляет оптимальные возможности для вычленения в концепциях исследователей их представлений о детерминирующих факторах исторического процесса, которые с наибольшей полнотой проявляют себя именно на этапах качественных изменений в структуре общества и в его мировоззрении. Каждый участник проекта разрабатывает в его рамках конкретную тему, соответствующую его собственным научным интересам; при этом темы работы студентов в целом соответствуют направлению их специализации.

Представляется, что в целом развитие отечественной историографии всеобщей истории на протяжении рассматриваемого в проекте периода определяется следующими закономерностями. На дореволюционном этапе исследования всеобщей истории характеризуются, с одной стороны, стремлением отечественных ученых в максимальной мере освоить новейшие для того времени методики и наработки фактического материала в мировой науке, а с другой стороны – сохранением интегрированности методов собственно исторического исследования с методиками и особенностями постановки проблем, свойственными дисциплинам, которые прошли свое становление в российской науке раньше (классическая филология, право). Важнейшим рубежом в развитии отечественной историографии, входящим в хронологический диапазон проекта, были революция 1917 г. и последовавшее за ней становление советской государственности. Вместе с тем становление марксистской методологии в качестве основной исследовательской парадигмы советских историков окончательно произошло лишь в начале 1930-х гг.: до этого времени, в конце 1910-х – в 1920-е гг. отечественные исследования всеобщей истории проходят через период «эклектики», характеризующейся сочетанием в их методике как дореволюционной традиции, так и новейших тенденций зарубежной историографии и интенции на создание марксистской методологии исследований, которая еще не обрела нормативной формы. В начале 1930-х гг. нормативные установки марксистской методологии исторических исследований оформляются, и дальнейшее их развитие вплоть до конца советского времени отмечено, с одной стороны, следованием им, с другой – зависящим от личной позиции отдельных исследователей стремлением преодолеть их догматизм и в той или иной мере вернуться к постановкам проблем, традиционным для дореволюционной историографии и/или актуальным и активно разрабатываемым в мировой науке. В рамках предлагаемого проекта будет показано, каким образом сформулированные выше в общем виде тенденции отечественной историографии на рассматриваемых этапах ее развития преломляются в решении конкретных исследовательских задач; при этом выбор в качестве материала проекта именно историографии переходных эпох всеобщей истории позволяет с наибольшей полнотой определить позицию разных исследователей в определении движущих сил исторического процесса. Рассмотрение в рамках проекта намеченных к исследованию конкретных сюжетов позволит сделать наблюдения и выводы о соотношении в работе отдельных исследователей (в постановке ими исследовательских задач, выборе методов исследования и парадигм, в соответствии с которыми они формулировали свои выводы) их чисто субъективной исследовательской позиции, воздействия на них новейших тенденций зарубежной науки (в том числе накопления нового фактического материала) и текущей политической и идеологической ситуации (в частности, в дореволюционное время – тенденции правительственной политики в области образования, в советское время – исходивших от государства идеологических установок).

Предлагаемый проект представляется актуальным, поскольку соответствует по своим тематике и постановке исследовательских задач наметившемуся в исследованиях 2000–2010-х гг. широкому интересу к отечественной историографии дореволюционного и советского времени, феномену ее научных школ и политико–идеологическим условиям ее развития, определившим его этапы. Развитие данной области историографических исследований представляется исключительно важным, поскольку оно конкретизирует представления о состоянии отечественной гуманитарной мысли в конце XIX и в ХХ вв., уточняет многие детали во взаимодействии учёных–гуманитариев с властью и официальной идеологией, позволяет обозначить объем того научного наследия дореволюционного и советского времени в области истории, которое сохраняет свое значение в наше время. При этом в исследованиях последних десятилетий преобладают работы, посвященные крупным проблемам этой научной области (истории университетов России, научным школам, общим закономерностям развития исторической науки советского времени, историографическим образам древности и средневековья и т.п.). Число работ, посвященных комплексному анализу конкретных концепций, несравненно меньше, что определяет актуальность исследовательских задач предлагаемого проекта.

Цель исследования в рамках проекта состоит в том, чтобы на материале выделенных в соответствии с научными интересами его участников историографических сюжетов изучить принципы построения отечественными исследователями всеобщей истории концепций, объясняющих процессы трансформации общества, государственности и мировоззрения на переходных этапах истории.

Конкретные задачи исследования в рамках проекта связаны с распределением конкретных функций между его участниками и включают в себя рассмотрение следующих конкретных историографических сюжетов:

– представления о рубежном характере этапа конца IV – начала III вв. до н.э. в историческом развитии древних Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья (понятия кризиса классического греческого полиса, предэллинизма и эллинизма на востоке и западе древней ойкумены) в дореволюционной и советской историографии ХХ в. (И.А. Ладынин);
 
– отражение процессов культурной трансформации римского общества на этапе начала Империи (I в. до н.э. – I в. н.э.) в работах отечественных историков и филологов-классиков конца XIX в. – 1920-х гг. (Н.С. Алмазова);

– проблема «соперников христианства» (распространения этических религий восточного происхождения) в римском обществе первых веков н.э. в оценке отечественной историографии ХХ в. (дореволюционной и советской) (Н.М. Белов);

– проблема трансформации римского общества и государства на этапе перехода от Республики к Империи в работах советских исследователей 1960–1980-х гг. (Г.Л. Криволапов);

– отражение процессов складывания «феодального» общества и специфика «борьбы за феодализм» в отечественной медиевистике XX в. (А.В. Шарова);

– образ каролингского мира в отечественной медиевистике XIX–XX вв. (Н.А. Федонников);

– восприятие английского парламентаризма XVIII века как специфического института, в работах историков начала XX века (Д.А. Кирилов);

Общие форматы работы участников–исследователей в рамках НУГа:

– все участники НУГа работают по своей исследовательской траектории;

– подготовка препринтов и научных статей участниками НУГа;

– выступление студентов–участников НУГа на научных конференциях с докладами по тематике своих исследований;

– все участники НУГа принимают участие в качестве докладчиков и участников дискуссий в регулярно действующем научном семинаре по тематике проекта;

– все участники готовят материалы работы НУГа для размещения на сайте Научного фонда НИУ ВШЭ;

– все участники НУГа работают с архивным материалом по тематике проводимых ими исследований;




Ключевые слова, позволяющие адекватно описать узкую область исследований (научное направление): всеобщая история, древность, средние века, новое время, историография, переходные эпохи, трансформации, социальный строй, государственность, мировоззрение, дореволюционная отечественная наука, советская наука, антиковедение, медиевистика.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.