• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Д.М. Бондаренко и А.О. Лапушкина вернулись из экспедиции в Уганду

С 16 по 27 октября 2018 года Дмитрий Михайлович Бондаренко и Алина Олеговна Лапушкина проводили полевое исследование в Уганде в рамках гранта РНФ №17-01-00148. В состав экспедиции также входили д.ф.н., проф. В.Л. Кляус и иерей Н.Е. Бобков. Исследование стало вторым этапом научного проекта «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах», посвященного феномену угандийского православия и старообрядчества в социокультурном аспекте. На фото - антропологи на фоне одного из водопадов Сипи.

Д.М. Бондаренко и А.О. Лапушкина вернулись из экспедиции в Уганду

В ходе экспедиции в столице страны Кампале и населенных пунктах Накабаале, Кисоджо и Капеке были проведены 26 структурированных интервью и собран богатый этнографический материал: видеозаписи традиционной свадьбы народа ганда и венчания в столичной старообрядческой церкви, видеозаписи утренней воскресной службы и моления в строящейся старообрядческой часовне в Накабаале. Также фиксировалась обыденная жизнь в поселках, где проживают старообрядцы: приготовление пищи, шитье, глажка одежды, сбор кофе, работа на птичьей ферме и другое, местный фольклор. 

Уганда – первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египта и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке в 1920-е годы. На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский патриархат), объединенные в митрополию. Русское старообрядчество появилось в стране недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви в 2013 году. Однако численность прихожан растет. Согласно результатам анкетирования, большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей. 

В России о существовании в Уганде православных и старого, и нового стиля практически неизвестно. Феномен угандийского старообрядчества рассматривается исследователями с точки зрения социальных и культурных процессов, способстовавших его появлению. Эти процессы не только определили  особенности угандийского старообрядчества, но и отразили глобальные тенденции социокультурного развития: когда взаимодействие культур приводит не только к их симбиозу, но к синтезу.



Жители деревни Кисоджо



На свадьбе в доме невесты (невеста – вторая справа)



Дети в окраинном районе Кампалы Мперерве



Перед началом литургии в православной старообрядческой церкви в Мперерве



Венчание по старообрядческой традиции



Венчание проводят отец Никола Бобков и отец Иоаким Валусимби



Молодые в венчальных коронах


 




Уганда – первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египта и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке еще в 1920-х годов. На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский патриархат), объединенные в митрополию. Русское старообрядчество появилось в Уганде недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской митрополии Русской православной старообрядческой Церкви в 2013 году. Однако численность прихожан растет, и, согласно результатам анкетирования, большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей.