Д.М. Бондаренко и А.О. Лапушкина вернулись из экспедиции в Уганду
С 16 по 27 октября 2018 года Дмитрий Михайлович Бондаренко и Алина Олеговна Лапушкина проводили полевое исследование в Уганде в рамках гранта РНФ №17-01-00148. В состав экспедиции также входили д.ф.н., проф. В.Л. Кляус и иерей Н.Е. Бобков. Исследование стало вторым этапом научного проекта «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах», посвященного феномену угандийского православия и старообрядчества в социокультурном аспекте. На фото - антропологи на фоне одного из водопадов Сипи.
В ходе экспедиции в столице страны Кампале и населенных пунктах Накабаале, Кисоджо и Капеке были проведены 26 структурированных интервью и собран богатый этнографический материал: видеозаписи традиционной свадьбы народа ганда и венчания в столичной старообрядческой церкви, видеозаписи утренней воскресной службы и моления в строящейся старообрядческой часовне в Накабаале. Также фиксировалась обыденная жизнь в поселках, где проживают старообрядцы: приготовление пищи, шитье, глажка одежды, сбор кофе, работа на птичьей ферме и другое, местный фольклор.
Уганда – первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египта и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке в 1920-е годы. На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский патриархат), объединенные в митрополию. Русское старообрядчество появилось в стране недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви в 2013 году. Однако численность прихожан растет. Согласно результатам анкетирования, большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей.
В России о существовании в Уганде православных и старого, и нового стиля практически неизвестно. Феномен угандийского старообрядчества рассматривается исследователями с точки зрения социальных и культурных процессов, способстовавших его появлению. Эти процессы не только определили особенности угандийского старообрядчества, но и отразили глобальные тенденции социокультурного развития: когда взаимодействие культур приводит не только к их симбиозу, но к синтезу.
Жители деревни Кисоджо
На свадьбе в доме невесты (невеста – вторая справа)
Дети в окраинном районе Кампалы Мперерве
Перед началом литургии в православной старообрядческой церкви в Мперерве
Венчание по старообрядческой традиции
Венчание проводят отец Никола Бобков и отец Иоаким Валусимби
Молодые в венчальных коронах
Уганда – первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египта и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке еще в 1920-х годов. На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский патриархат), объединенные в митрополию. Русское старообрядчество появилось в Уганде недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской митрополии Русской православной старообрядческой Церкви в 2013 году. Однако численность прихожан растет, и, согласно результатам анкетирования, большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей.