Экспедиции М.Л. Бутовской в Танзанию
В июне и марте 2019 г. главный научный сотрудник МЦА член-корр. РАН М.Л. Бутовская с коллегами проводила экспедиции в Объединенной Республике Танзании. На фото - М.Л. Бутовская и Д.А. Дронова на фоне традиционного жилища хая.
Экспедиционный выезд в Танзанию, март 2019 г.
Целью мартовской экспедиции (1-30 марта) было исследование и анализ мортальных церемоний у представителей народа хая, проживающих на берегах озера Виктория, и меру, проживающих в районе Аруши. В рамках экспедиционного выезда был собран материал о культе предков и похоронно-поминальной обрядности у представителей хая и меру Танзании. Хая являются приверженцами как христианства (подавляющее большинство), так и ислама. По своей культуре и языку они ближе к народам, проживающим на территории сопредельных стран – Уганды, Руанды, Бурунди и Демократической Республики Конго, чем к соседним народам на территории самой Танзании. В традиционной культуре хая хорошо представлены тайные общества бачвези, тесно ассоциированные с королевскими кланами, в основе которых лежит спиритизм и общение посвященных с миром духов.
Данные о поминальной обрадности (как составляющей ритуалов жизненного цикла) и взаимоотношению датога, хая и меру с усопшими предками обобщены в главе "Transformation of traditional rural communities in East Africa" коллективной монографии "The Omnipresent Past: Historical Anthropology of Africa", ed. by Dmitri M. Bondarenko & Marina L. Butovskaya. 2019, 85–114. Исследование осуществлено на средства фонда РНФ, грант 18-18-00082.
Озеро Виктория, Танзания. Фото М.Л. Бутовской.
Город Букоба, Танзания. Фото М.Л. Бутовской.
Музей культуры хая в Мушонце. Фото М.Л. Бутовской.
Современные места захоронения хая в банановых садах. Фото М.Л. Бутовской.
Традиционное святилище хая в священной роще. Фото М.Л. Бутовской.
Растения-судьи – традиционные индикаторы границ земельных владений. Фото М.Л. Бутовской.
Экспедиционный выезд в Танзанию, июнь 2019 г.
Полевой выезд в июне 2019 г. (1-28 июня) проходил в северной Танзании (район озера Эйяси). Целью выезда было изучение традиций кооперации и взаимопомощи у представителей традиционных обществ хадза и ирак. Были собраны данные о культурно-допустимых нормах поведения в плане оказания помощи родственникам и не родственникам в рамках собственной этнической группы. В обобщенном виде эти данные позволяют заключить, что хадза отличаются большей толерантностью к представителям своего этноса по сравнению с ирак. Для хадза характерна эгалитарность в отношениях мужчин и женщин, старших и младших. Общество ирак также стартифицировано, и стратификация прослеживается на всех уровнях – в семье, линидже, клане, соседской общине.
Включенные наблюдения и интервью с представителями исследуемых обществ свидетельствуют об определенном влиянии общемировых глобализационных процессов на культурные нормы и моральные установки внутригрупповой взаимопомощи и кооперации. Прежде всего, в ситуации более интенсивных контактов с рыночной системой и монетарной экономикой наблюдается определенный отход от правил традиционного поведения. Хадза стали чаще обманывать своих соплеменников, стараясь избежать дележа наиболее ценными пищевыми ресурсами (мед, сахар или соль), датога нарушают правила дележа скотом в ритуальных церемониях и отказывают старшим родственникам в помощи, а ирак сегодня отчетливо ориентированы на избирательный вклад в собственную семью, игнорируя общинные ценности. Экспедиционной исследование осуществлено на средства фонда РНФ, грант 18-18-00075.
Хадза в лагере. Фото М.Л. Бутовской.
Исследование в школе. Эндомага. Фото Д.А. Дроновой.
Дети хазда собирают ягоды в саванне. Фото М.Л. Бутовской.