• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Freiburger Zeitung. 1789. Jan. 16. № 5. S. 41, 45

Вена.   Не остаётся сомнений в том, что граф Румянцев со своей, привыкшей к холоду отважной армией, уже зимой будет маршировать к Бендерам, которые будут завоёваны: тогда были бы достигнуты выгодные условия мира, от которых противник не смог бы отказаться, однако на это остаётся пока только надеяться. Князь Потёмкин предстал в нынешних обстоятельствах перед потомками всей Европы и своей императрицей как герой и покоритель крепости. Овладение Бессарабией станет последствием этого завоевания. В канун нового года прибыли две эстафеты с важными депешами прямо в императорский кабинет министров. Одна из Сирии, другая из Хорватии. Есть предположение, что в них содержатся предложения о мире.

Вена. Не остаётся сомнений в том, что граф Румянцев[1] со своей, привыкшей к холоду отважной армией, уже зимой будет маршировать к Бендерам, которые будут завоёваны: тогда были бы достигнуты выгодные условия мира, от которых противник не смог бы отказаться, однако на это остаётся пока только надеяться. Князь Потёмкин предстал в нынешних обстоятельствах перед потомками всей Европы и своей императрицей как герой и покоритель крепости[2]. Овладение Бессарабией станет последствием этого завоевания. В канун нового года прибыли две эстафеты с важными депешами прямо в императорский кабинет министров. Одна из Сирии, другая из Хорватии. Есть предположение, что в них содержатся предложения о мире[3].

Оригинал


[1] Российские войска были развёрнуты в 2 армии - Екатеринославскую (82 тыс. чел. под командованием генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического (1739-1791)) и Украинскую (37 тыс. чел.) под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева – Задунайского (1725-1796)), Крымский и Кубанский корпуса, Черноморский флот.

[2] 6 (17) декабря 1788 г. после долгой осады Екатеринославская армия под командованием князя Потемкина при поддержке артиллерии при 23-градусном морозе в ходе почти 2-часового ожесточённого штурма захватили крепость Очаков, тем самым завершив победой военную кампанию 1788 г.

[3] Для Священной Римской империи кампания 1788 года оказалась неудачной: турки вторглись в австрийские пределы и после одержанных ими побед при Мегадии и Слатине Иосиф II согласился на трёхмесячное перемирие, которое визирь предложил ему, узнав о падении Хотина и опасаясь, что Румянцев и принц Кобургский двинутся в тыл турецкой армии.

Польша. Во время сессии[1] 17 декабря было принято решение, что каждый участник войны должен ежегодно получать жалование в 8 тыс. польских гульденов. При таких обстоятельствах сессия проходила бурно. В рамках сессии польским командиром – полковником Любовецким (Lubowiecki) был прочитан доклад о положении дел на границе с Украиной, который вызвал ужас и негодование, в нём он снова выразил опасения по поводу забастовок раскольнических крепостных, подстрекаемых священниками[2], против своих господ. Сельские почтальоны провинции Рева[3] (Riow) описали трагические инциденты предыдущих времен в самых чёрных красках, и открыто сообщили, что русские являются зачинщиками нынешних волнений. Поэтому звучали жесткие высказывания о русских[4], и присутствующие на сессии требовали от короля[5], чтобы он их определил во главе общей мобилизованной армии и прогнал русских из страны. В конечном итоге присутствующие пришли к следующим договорённостям:

1) приказать татарскому генералу уланов – Беляку[6], объединиться с другими командирами, чтобы бдительно следить за раскольническими подданными[7],

2) вновь направить российскому послу ноту, что русские намереваются устранить Польшу. Это означает, что некоторые среди роялистов хотят уйти в отставку[8], особенно с тех пор как пропала надежда, что королевские дворы Петербурга и Берлина сблизятся[9]. Хотелось бы иметь подтверждение сообщениям о том, что прусский министр в Варшаве получил известие, что Петербургский двор действительно отказался от прусского посредничества, так как он принял предложение о посредничестве Мадридского двора. Вследствие этого польские дела также испытывают кризис, который вызывает опасения возможностью гражданской войны. Информацию о том, что один прусский корпус, состоящий из 10 тысяч человек, уже получил приказ маршировать к границам Латвии, как утверждается в Варшаве, ещё необходимо подтвердить. Князь Потёмкин покупает всё больше поместий на юге Польши. Сейчас он ведёт переговоры с воеводами Ревы (Riow), Стемпки (Stempkowoky) о поместье Лабон (Laboun)[10], которое оценивается в один миллион рублей. Сообщается, что он даже в Варшаве купил замок Borckschen и выделил на его меблировку 5 000 дукатов[11].

Оригинал
Перевод и комментарии: Александра Шишкоова

 


[1] Имеется ввиду сессия Сейма Речи Посполитой.

[2] В 1789 г.  король Пруссии Фридрих Вильгельм II (1744-1797) в декларации обязался защищать независимость Речи Посполитой и отказался от вмешательства в её внутренние дела. После этого сейм Польши постановил направить в Берлин посольство для заключения союза с Пруссией. Чтобы восстановить шляхту Речи Посполитой против России, был использован слух о том, что вспыхнувшие в 1789 г. антифеодальные движения в украинских землях якобы были вызваны Россией. Шляхетские реформаторы, руководившие деятельностью сейма, поспешили обрушить на украинское крестьянство жестокие репрессии.

Сейм принял решение арестовать и предать суду даже переяславского епископа Садковского Василия Семеновича (1741-1803), который обвинялся в том, что призывал православное украинское население перейти в русское подданство. На самом деле, в октябре 1788 г. заседавший в Варшаве сейм принял решение о приведении к присяге королю и Речи Посполитой в 2-недельный срок всех должностных лиц (в т. ч. и духовенства), было запрещено за богослужением поминать иностранных царствующих лиц. В это же время епископ Садковский получил из Святейшего Синода распоряжения об объявлении во всех храмах епархии манифестов о победах России в войнах со Швецией и Турцией, через некоторое время епископ разослал по епархии, отпечатанные в Москве краткие Катехизисы с клятвой на верность императрице (Екатерине II). 18 апреля 1789 г. епископ был арестован, обвинен в подстрекательстве к мятежам и заключен в Несвижскую крепость. В июле 1792 г. был освобождён, в сентябре полностью оправдан.

[3] Населенный пункт в Поморском воеводстве Польши.

[4] После Первого раздела Речи Посполитой (1772) – в Польше возникла «патриотическая» партия (один из приверженцев Адам Казимир Чарторыйский), желавшая разрыва с Россией. Ей противостояла «королевская» и «гетмановская» партии (один из приверженцев Франциск Ксаверий Браницкий), настроенные на союз с Россией. В период 1788-1792 возобладала «патриотическая» партия.

[5] Станислав II Август Понятовский (1792-1798) - последний король польский и великий князь литовский с 1764 по 1795 г.

[6] Юзеф Беляк (1741-1794) – военный деятель Великого княжества Литовского, генерал-майор литовской армии (1772), участник русско-польской войны 1792 года. В 1788-1789 гг. Беляк участвовал в подавлении крестьянских бунтов на Украине.

[7] После того, как распространился слух о том, что Россия является зачинщиком волнений, на Украину были выдвинуты дополнительные отряды войск Речи Посполитой. С помощью жестоких репрессий польским крепостникам удалось подавить движение в зародыше. Но страх перед крестьянской войной, в подготовке которой обвинялась Россия, ещё более утвердил послов сейма во враждебном к ней отношении.

[8] Станислав II Август достаточно лояльно относился к России и связывал назревшие в Польше реформы, в первую очередь с наращиванием взаимодействия с Россией, в то время как оппозиция, вскоре расколовшаяся, расценила поляризацию сил в Европе в связи с началом русско-турецкой войны как благоприятную для ослабления зависимости Польши от России.

[9] Пруссия (на тот момент король Фридрих Вильгельм II Прусский) спровоцировала сейм на разрыв с Россией из-за вопроса о Данциге. Ещё в начале января 1788 г. жители Данцига обратились к Екатерине II с просьбой о покровительстве против повышения Пруссией таможенных тарифов. При посредничестве России представители Данцига и Пруссии договорились о перенесении переговоров по данцигскому вопросу из Берлина в Варшаву.  Кабинет – министр Пруссии Эвальд Фридрих фон Герцберг понимал, что подключение Польши к австро-австрийскому союзу ставило крест на его планах в отношении Данцига. Прусская политика приняла открытый  антироссийский характер. Пруссия довела до сведения всех сенаторов и депутатов польского сейма, что она будет решительно противиться заключению русско-польского союзного договора. Кроме того у Герцберга изначально был план, который состоял в передаче Австрии части Баварии, в обмен на возврат Польше Галиции. Благодарная республика должна была за это отдать Пруссии Данциг, Торн и некоторые районы Великой Польши.

[10] Потемкин ещё со второй половины 70-х годов начал активно скупать польские земли, в основном на Правобережной Украине. Уже в 1775 г. Потемкин получил так называемый «индигинат» (причисление к шляхте) в Речи Посполитой, а через десять лет, по данным польских историков, владел не менее чем 70 тысячами душ в Польше. Эти данные, скорее всего, преуменьшены, поскольку в одном поместье Смила, купленном Потёмкиным, числилось 112 тысяч мужских душ. - Стегний П. В., Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772. 1793. 1795. - М.: Международные отношения, 2002. С. 180-181

[11] Устаревшая денежная единица большинства европейских государств.