Freiburger Zeitung. 1789. März 14. № 21. S. 173
Кременчуг. 22-го число предыдущего месяца состоявшийся приезд нашего светлейшего генерал-губернатора и командующего фельдмаршала князя Потёмкина-Таврического стал всеобщим весельем в этом городе[1]. Местное правление при своем достойном губернаторе, государственном совете и кавалере Раковском, подоспевшее со всех мест многочисленное Екатеринославское дворянство, местное купечество и все жители города совместно старались торжественно встретить своего благодетеля, завоевателя Очакова. Во время его пребывания ему оказывалась честь подготовленными радостными событиями разного рода: освящения, концерты, баллы и застолья - ежедневно чередовали друг друга, и величественный князь снисходительно и с сердечной добротой принял во всем этом настолько большое участие, насколько ему позволяли это сделать его частые и неустанные старания при его звании. Прошлой ночью князь, отвечая на многие пожелания, отправился отсюда в Санкт-Петербург, откуда обратно вернётся тогда, когда рано начавшиеся военные кампании потребуют его быстрого возвращения и присутствия для принятия необходимых мер для защиты воды и суши в этих краях. Кроме многочисленной свиты его Высочества, здесь находился молдавский господарь, князь Маврокордат[2], некоторые посланники различных азиатских дворов, трёхбунчужный паша[3], бывший командир Очакова, наряду с другими - знатные турецкие офицеры, попавшие с ним [командиром] в плен, все они учувствовали в торжественной части.
Перевод и комментарии: Александра Шишкова
[1] Кременчуг - город в центральной части Украины – в тот период времени (1783-1796) относился к Екатеринославскому наместничеству, а Потёмкин, как уже отмечалось, во время русско-турецкой войны командовал Екатеринославской армией.
[2] Александр II Маврокордат - господарь Молдавского княжества в 1785 - 1786 годах. Он вступил в тайные переговоры с Россией, предлагая переход своего государства под её сюзеренитет. В феврале 1787 г. он был напуган возможностью разоблачения и тайно бежал в Россию, где был милостиво принят императрицей Екатериной II. После его бегства на княжеский престол вступил Александр Ипсиланти.
[3] Перед османским пашой, который выполнял обязанности визиря, то есть министра султана, носили бунчук, на конце которого были три конских хвоста. Однобунчужный паша (бригадир) соответствовал генерал-майору армии Российской империи, двухбунчужный - генерал-лейтенанту (III класс), трёхбунчужный - генерал-аншефу (II класс). Ношение бунчуков было обязанностью силихдаров (оруженосцев), которые в этом случае именовались тугджи.