• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Mercurio Historico y Político. 1780. Agosto. P. 339-340

Другое важное событие, сильно повлиявшее на отношения России и Турции, произошло в Стамбуле.  Торговое судно, шедшее из Таганрога, встало на якорь 8 июля в проливе Босфор напротив резиденции сеньора Стахиева[1] и подняло военный флаг, который, как известно, отличается от того флага, который используется торговыми судами. Этот корабль, хотя и был загружен чугуном и другими товарами, был вооружён двадцатью пушками и имел на своём борту 50 вооружённых солдат. Как только корабль встал на якорь, солдаты заступили на дежурство так, как это принято на военных судах.  Российский посланник и представитель Австрии прошли на борт этого корабля, где их поприветствовали несколькими артиллерийскими залпами, которые были слышны во дворце султана, недалеко от Буюкдере[2].

Султан заинтересовался источником этих выстрелов, и ему доложили, что в Канал вошло русское военное судно с поднятым военным флагом. Также ему доложили о следующих, возможно, преувеличенных обстоятельствах. Так, утверждалось, что сотрудникам таможни не разрешали регистрировать судно, и что капитан этого судна угрожал коменданту турецкой крепости тем, что он её обстреляет из пушек, если судну запретят войти в Канал.

Порта попросила французского посла о посредничестве c тем, чтобы он убедил российского посла приказать этому кораблю уйти обратно, согласно последней Конвенции[3], по которой только торговые суда могут проходить из Чёрного моря через проливы Босфор и Дарданеллы, в противном случае Порта будет вынуждена повлиять на возвращение этого судна насильственными методами. В результате переговоров при посредничестве французского посла указанное судно согласилось выгрузить свой груз и выйти из Канала в течение двух дней.

Порта рассматривает прибытие этого военного судна как попытку русских проверить, удалось ли им практически осуществлять проход своих военных судов из Чёрного моря в Средиземное. Именно поэтому Порту не удовлетворяет условие, при котором этот корабль просто вышел бы из Босфорского пролива в Чёрное море. Вместо этого турецкое правительство настаивает на том, чтобы два других военных российских судна, которые, как известно, также собираются пройти через Босфор, встали на якорь ниже крепости, которая расположена на входе в Канал, после досмотра выгрузили свой груз, и только потом вернулись в Чёрное море. Российский посол согласился на все эти условия по совету французского посла. Однако российский посол убеждён, что Порта ведёт себя очень странно. По его мнению, такое поведение диаметрально противоположно положениям Конвенции, по которой российские торговые суда могут проходить через проливы. Из этого следует, что Порта не может ограничивать возможность прохода через проливы российских пакетботов[4], которые обычно относят к классу торговых судов, тем более, что торговля не может отказаться от использования подобных судов, поскольку именно они используются для доставки официальных писем российского императорского двора. Что касается ответа Порты, в котором сообщалось, что корабль, следовавший из Таганрога был намного больше обычного пакетбота, российский посол заявил, что такая ситуация сложилась только потому, что в тот момент не нашлось другого корабля, который мог бы служить пакетботом, поэтому пришлось воспользоваться этим судном. В свою очередь, Порта ответила, что придерживается последней Конвенции, в которой ясно и точно сказано, что проход из Чёрного моря в Средиземное возможен только для российских торговых судов. Это означает, по мнению Порты, что все корабли, которые поднимают военный флаг или вооружены и находятся в боевой готовности, лишаются этого права. При этом в договоре ничего не сказано о пакетботах. Также турецкое правительство отмечает, что российский посол вполне бы мог получать официальные письма от своего двора сухопутным транспортом и отправлять свою корреспонденцию таким же путём. Порта также заявляет, что объём российской торговли с Турцией не настолько велик, чтобы прибегать к использованию пакетботов. Более того, Россия до сих пор не имеет ни одного торгового представительства в турецкой столице и на настоящий момент в этом вопросе не намечается никакого прогресса.

Перевод и комментарии:  Данил  Зиборов

Оригинал

 


[1] Стахиев Александр Стахиевич (5 августа 1724 — 11 апреля 1794) — российский посланник в Константинополе (1775-1781).

[2] Буюкдере — Приморская деревня на европейском берегу Босфора, где располагались летние резиденции дипломатических представителей европейских стран.

[3] Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года предоставлял право свободного прохода российским торговым судам из Чёрного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы.

[4] Пакетбот — почтово-пассажирское двухмачтовое судно, которое в XVIII-XIX веках применяли для перевозки почты морским путём. Пакетботы обычно имели на борту вооружение от 12 до 16 пушек.