• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Gentleman's magazine. 1793. Feb. Vol. 63. Pt.1. P. 130



Блэки[1] о Насосах и Поршнях

Мистер Урбан,                                                                                                     Январь, 31.

Здесь приведено письмо, которое я отослал Господину Ле Рою (Le Roy)[2], члену Королевской Академии Наук в Париже, в котором приведена критика решения С.-Петербургской Академии Наук наградить плохую работу о некоторых деталях машины Ньюкомена[3] за [вклад в] теорию паровых двигателей.

Дорогой Сэр и Старый друг,

Потому как ты знался с прославленным Дезагюлье (Desagliers)[4], который продемонстрировал теорию и практическое применение рычажного двигателя, ты можешь лучше, чем кто бы то ни был, оценить только что вышедшую работу под названием Теория Машин, приводимых в движение паром[5]. Она должна быть у Жомберта (Jombert)[6], улица Rue Dauphine, Париж.

Я сделал несколько замечаний по этой работе, которые послал вам, чтобы узнать, сделала бы Академия в Париже те же самые выводы, что и С.-Петербургская Академия. Я слышал о ней  некоторое время назад, но недавно граф Битиани (Comte Bithiany) прислал мне проспект предисловия к этой работе, в котором Подполковник д’Арнал (d’Arnal) нахваливает свои знания о паровых двигателях и пишет, что «Ничто не было так желаемо инженерами, как основанные на добротной теории правила для разработки хороших паровых двигателей любых размеров».

Это только усилило мое желание увидеть данную работу, особенно после такого заключения, сделанного инженером Императорской Службы, который, думается, точно должен знать законы расширения и конденсации пара, как и законы плотности воздуха, чтобы приложить их на практике без тех механических приспособлений, которые используются в настоящее время. […]



Примечание переводчика: Далее следуют комментарии относительно работы насосов, резервуаров, бойлерой и др. частей паровых машин. В целом, отношение к разбираемой работе и ее награждению С.-Петербургской Академией наук критическое. Автор был убежден, что петербургские академики никогда не изучали работы французских коллег, которые отличались обилием цифр и алгебраических расчетов, и судили о том, в чем ничего не понимают.

Оригинал

Перевод и комментарии: Олег Захаров

 


[1] Уильям Блэки, английски инженер, автор работ по механике, в частности «A Short Historical Account of the Invention, Theory, and Practice, of Fire-machinery» (London, 1793).

[2] Вероятно, речь идет о Чарльзе-Георге Ле Рое (1723-1789), французском публицисте, который подписывал свои энциклопедические статьи псевдонимом «Физик из Нюрнберга».

[3] Паровая машина Ньюкомена — пароатмосферная машина, которая использовалась для откачки воды в шахтах в XVIII в.

[4] Джон Теофил Дезагюлье (1683-1744) — известный английский естествоиспытатель, инженер, по совместительству сооснователь современного масонства.

[5] Вероятно, речь идет о работе von Maillard S. Theorie des machines mues par la force de la vapeur de l'eau. Cellot&Jombert, 1784.

[6] Династия парижских книгопродавцев.