The Scots Magazine. 1741. Vol. 3. June. PP. 271-272
Зарубежная история
Хотя военные действия между Россией и Швецией еще не начались, обе стороны активно ведут приготовления к ним [1]. Пока шведские военные силы день ото дня наращивают свое присутствие в Финляндии, генерал Любрас [2], который командует российской армией в этом регионе, приказал возводить редуты в наиболее уязвимых для атаки местах, через которые шведы могут проникнуть в Карелию и русскую Финляндию. Петербургский двор, будучи осведомленным, что шведский флот вышел в море и был замечен между Ревелем [3] и Стокландом, отдал приказ установить вдоль всего побережья буйки, чтобы избежать неожиданного нападения шведов. Было решено прибегнуть к помощи тех двенадцати военных кораблей, которые его Британское Величество [4] со всей любезностью обещал в качестве помощи Российской империи. Склады в Риге [5] и соседних районах заполнены провиантом для армии численностью 36 тысяч человек на 7 месяцев. Двадцать четыре шведских батальона продвигаются с большим усердием по направлению к Ингерманландии [6] по приказу из парламента, в котором возобладала партия, выступающая за войну. В России 70 галеонов [7] готовы к военной службе, 18 военных кораблей и несколько фрегатов уже способны выйти в море, а еще 12 экипируются с предельной скоростью. Маршалл Ласси [8], который командует Российскими войсками в Финляндии, будет пожалован мечом с золотой рукоятью, украшенной бриллиантами, от Великой герцогини, которая приказала подготовить этот подарок. Генерал Кейт [9] получил такой же подарок.
Все уже подготовлено для выборов нового герцога Курляндского. Внушительное количество людей уже собралось для поддержки интересов принца Льюиса Эрнеста Брауншвейгского. Дворянство и все жители Курляндии [10] уповают на Бога, надеясь, что герцогство теперь будет управляться человеком, который поможет им забыть страдания, перенесенные в правление предыдущего герцога [11]. После фиктивных выборов, присвоивших ему герцогское достоинство, он принялся продумывать свою месть дворянству за то, что его представители отказались поддержать его в 1727 году. Они были вынуждены покориться ему в последующие годы, а именно отправить ему письма в золотой шкатулке в Петербург, свидетельствуя о своем подчинении. Едва он был избран, как сразу же поставил под сомнение недвижимую собственность дворянства. Он издал декрет, согласно которому все, кто не смог доказать свое право на владение во времена Годхарда Кеттлера [12], лишились своих фьефов [13]. В этом не было никакого крючкотворства или несправедливости, но все, что совершалось в тени этого возмутительного декрета, совершалось с намерением разрушить дворянство, захватить его имущество и присоединить таковое к собственным владениям, которые герцог увеличивал день ото дня. Более 150 благородных семей были вынуждены в сложившейся ситуации переехать в Польшу и Литву. Но и у оставшихся дела шли не лучше. Торговля в Курляндии всегда была свободной, но герцог монополизировал ее ради своей собственной выгоды. Он запретил экспорт всех видов продовольствия из страны, люди обязаны были продавать его по тем ценам, которые герцог устанавливал по своему усмотрению, посредникам, которые потом от его имени перепродавали эти продукты. Одна эта статья доходов приносила ему 150 тысяч флоринов в год. Также он создал публичные дома развлечения, которые содержались от имени герцога и назывались герцогскими кабаре. Вместо того чтобы ввести послабления для населения, которое страдало от нужды весь прошлый год и начало следующего, по его приказу большое количество продуктов хранилось у него на складе, чтобы он смог заработать денег с них. После того, как он попал в опалу, люди ворвались на его склады и обнаружили там всевозможные виды продовольствия, в том числе 4 тысячи брикетов масла, в то время как сообщалось, что запасов масла в стране нет. Таким было правительство Эрнста Иоганна Бирона, начинавшего, как слуга в доме почившей императрицы [Анна Иоанновны], когда она сама была герцогиней Курляндской, затем он стал ее пажом, а после камергером, и с этой должности он в последствии поднялся до других. Его отец был егерем при герцоге Курляндском Фридрихе III [14], а потом ходил за его сыном в качестве лакея до войны в Венгрии 1686 года. В семье Бирона также было некоторое количество плотников, сапожников и механиков, которые не смели претендовать на родство с герцогом Курляндским.
Перевод и комментарии: Лукашенко Анна
[1] Имеются в виду события, предшествующие русско-шведской войне 1741-1743 годов, начатой Швецией с целью вернуть территории, утраченные по Ништадтскому миру 1721 года.
[2] Барон Иоганн Людвиг Люберас фон Потт — русский военный инженер и дипломат шведского происхождения, генерал-аншеф, вице-президент Берг- и Мануфактур-коллегии.
[3] Ревель (ныне Таллин) — город, расположенный на южном берегу Финского залива, перешел к Российской империи по итогам Северной войны, сейчас — столица Эстонии.
[4] Георг II Ганноверский — король Великобритании и Ирландии, курфюрст Ганновера и герцог Брауншвейг-Люнебургский.
[5] Рига — город на берегу реки Даугава, также перешел к Российской империи по итогам Северной войны, сейчас — столица Латвии.
[6] Ингерманландия (Ижорская земля) — историческая область на северо-западе современной России, которая располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе, Ладожским озером — на востоке.
[7] Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое судно.
[8] Граф Петр Петрович Ласси — один из самых успешных полководцев России XVIII века, родом из Ирландии, поступил на военную службу в России в 1700 году и к 1736 году дослужился до чина генерал-фельдмаршала.
[9] Генерал Кейт — Яков Вилимович Кейт, шотландский аристократ, генерал-аншеф на русской военной службе, прусский генерал-фельдмаршал с 1747 года.
[10] Курляндия и Семигалия — вассальное герцогство, существовавшее в западной части современной Латвии, на территории исторических областей Курземе, Земгале и Селия, с 1561 по 1795 годы.
[11] Эрнст Иоганн Бирон — фаворит русской императрицы Анны Иоанновны, регент Российской империи в октябре - ноябре 1740 года, граф Священной Римской империи (с 1730 года), герцог Курляндии и Семигалии (с 1737 года). В 1740-1761 годах находился в ссылке.
[12] Готхард Кетлер — последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии (1559-1561) и первый герцог Курляндии и Семигалии (1561-1587), происходил из знатного Вестфальского рода.
[13] Фьеф — наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения службы или уплаты установленной дани.
[14] Фридрих III Вильгельм — правящий герцог Курляндский в 1698-1711 годах, супруг будущей императрицы Анны Иоанновны.