The Scots Magazine. 1741. Vol. 3. Sept. PP. 425-427
Зарубежная история
…Некоторые посланники в Константинополе прилагают все усилия, чтобы заставить Порту [1] разорвать отношения с Россией. Они привлекли на свою сторону Великого Визиря [2], который сделал очень резкие замечания российскому послу по поводу затягивания с нахождением русских войск в Азове [3], который они должны были покинуть согласно последнему заключенному договору [4]. Он также высказался (в присутствии французского посланника), что, если Россия будет тянуть с выполнением своих обещаний и дальше, он не отвечает за последствия. Но Британский посол, сэр Эверард Фолкенер (Sir Everard Faulkener), сделал все возможное, чтобы загладить эти разногласия.
В Петербург с предложением помощи прибыл посол от черных калмыков, довольно многочисленного независимого народа Великой Татарии [4], чья страна находится между Сибирью и Индией и граничит с Монгольским государством, Китаем и Россией. С последними двумя они воевали одновременно 25 лет назад. Донские калмыки, управляемые известным, недавно скончавшимся, Дондук-Омбо [5] , были колонией, отчужденной от остальных калмыков и переданной под управление Омбо при протекторате России, но свободные от уплаты этой стране налогов и взносов. Предполагается, что предложения калмыков будут приняты, если последует разрыв отношений с Турцией.
Русские в свою очередь опубликовали объявление войны шведам [6], копия которого прилагается ниже:
Иван III [7], милостью божьей император и суверен всех Российских земель, заявляет, что хотя с момента нашего вступления на Российский императорский престол, а также во время правления их Императорских Величеств наших славных предшественников, а в особенности после договора о вечном мире, который был заключен между Швецией и Россией в 1721 году [8], и союза, который был после того заключен и закреплен надлежащим образом, Швеция во многих случаях своим поведением выказывала предубеждение по отношению к Российской империи и очевидно была настроена против исполнения обязательств по договору. Принимая во внимание ту ужасающую и неиссякаемую враждебность, которую проявила эта держава, и то зло, которое она нам за последние несколько лет причинила, ущемляя интересы и благо нашей империи, мы никогда не встречались прежде с отношением более недопустимым и неприятным, которое подтвердит весь беспристрастный мир, что его засвидетельствовал. И тем не менее, мы сносили все это терпеливо, чтобы сохранить указанный мирный договор и союз, заключенный со Швецией, смиренно и нерушимо соблюдая его условия, чтобы наши подданные смогли насладиться его плодами в мире и спокойствии. И мы делали это в надежде, что Швеция, принимая в расчет наше великодушие и постоянную сдержанность, наконец прекратит действия, столь противоречащие мирному договору, и вернется к восстановлению доброго взаимопонимания во имя благополучия и безопасности подданных обеих держав. Мы всегда открыто выражали наше искреннее желание поддерживать мир и спокойствие, и мы с нашим императорским достоинством всегда стремились к избеганию войны, противной Господу, и желали предотвратить пролитие невинной крови.
Тем не менее, эти миролюбивые взгляды, вместо того, чтобы иметь желаемый эффект, привели лишь к тому, что раззадорили Швецию, которая стала наносить нам обиду за обидой в огромных количествах, и поспособствовали злому умыслу, который она вынашивала долгое время, и который заключался в том, чтобы начать против нас открытую несправедливую войну; судя по тому, что мы слышали из Стокгольма, шведская корона в нарушение указанного мира и союза, заключенного с нами, объявила войну нам и нашей империи 24 числа прошлого месяца и приказала опубликовать это объявление войны в Стокгольме, в то время как ее армия и флот были уже готовы начать военные действия, хотя не только в христианском мире, но и среди самых диких народов и неверных язычников, которые не ведают истинного Бога, не принято начинать войну – как сейчас сделала Швеция – без того, чтобы сперва объяснить причины своего неудовлетворения или хотя бы некоторые причины недовольства и потребовать возмещения убытков. По этой причине мы неизбежно вынуждены, из-за нарушения мира и из-за войны, которую Швеция собирается вести против нашей империи, применить все наши старания, чтобы обеспечить безопасность российских земель и владений, и использовать ту власть, которой Господь наделил нас, умоляя о его святой помощи, чтобы защитить нашу империю и наших подданных от вероломного и коварного врага с помощью военной силы.
Мы, таким образом, приказываем опубликовать эту речь, чтобы довести происходящее до сведения наших верных подданных, чтобы они просили благословения у Господа Всемогущего, который является источником всего сущего добра, за то бравое оружие, которое мы подняли против шведов во имя их безопасности и законной справедливости. И мы заявляем со всей уверенностью, полностью полагаясь на власть Всемогущего, что он, как поборник всякой несправедливости, заставит врагов низвергнуться в ту пропасть, которую они для нас приготовили.
Более того, мы запрещаем нашим подданным, а также всем, кто связан с нами присягой или долгом, с этого времени иметь почтовые, коммерческие и какие бы то ни было связи с подданными Шведской короны, и мы приказываем им быть готовыми к любой неожиданности или атаке врага, противодействовать его шпионам и любым враждебным действиям и замыслам, бороться при любых обстоятельствах за нас, нашу империю и страну и положить свою жизнь, если это потребуется, ради их защиты, как и положено верным подданным, связанным присягой и долгом, исполнять его даже во времена самых тяжких бедствий.
В завершении сего, мы приказываем опубликовать эту декларацию по всей империи.
Санкт-Петербург, 24 августа 1741 года, подписано от имени его Императорского Величества. Анна, Великая Герцогиня и регент Российской империи [9].
В то же время был опубликован следующий указ:
В общем и целом, большое количество шведских подданных всех достоинств находится не только в Петербурге, но и в других городах Российской империи, и мы приказали, повинуясь нашему врожденному великодушию, и несмотря на несправедливую войну, которую Швеция нам объявила, что все указанные шведские подданные будут пользоваться нашей самый милостивой защитой до тех пор, пока они не покинут Петербург и другие части России для возвращения на родину. Вследствие чего мы запрещаем всем Российским подданным под страхом сурового наказания причинять какой-либо ущерб или вред упомянутым шведским подданным, либо их имуществу и вещам, пока они остаются в нашей империи. Упомянутые шведские подданные, живущие в Петербурге, должны явиться в полицию и там заявить, желают ли они вернуться домой или оставаться и в нашей империи и далее. Та же процедура должна быть проведена по отношению к ним и в других городах империи.
3 сентября произошла ожесточенная битва между русскими и шведами в Финляндии; она началась в два часа дня и продолжалась приблизительно до девяти часов вечера. Армии состояли из 14 тысяч человек каждая. Русский генерал маршал Ласси [10] отправил в Петербург следующий отчет: «Правое крыло шведов располагалось под крепостью Вилманстранд [11], а левое – на холме; чтобы при начале атаки русские гренадеры [12] были одинаково открыты и огню легких орудий с одной стороны и пушкам с другой; но русские пошли в наступление с такой решительностью, что выбили шведов с их позиций на правом фланге, но сложнее дела обстояли на левом, пока фельдмаршал не отправился туда и не приказал войскам атаковать шведов в лоб. Он встал во главе отряда драгунов, который он с самого начала оставил в засаде в лесу, атаковал с этими силами шведов и разбил их. Оставшиеся шведские войска затем скрылись в крепости Вильманстранд, которая после двух часов обороны вывесила белый флаг, и русские гренадеры немедленно заставили шведов сдать оружие. Как смело те боролись в начале, так же отчаянно они боролись и в конце, так что обе стороны понесли серьезные потери. Около двух тысяч шведов было взято в плен, среди них был главнокомандующий генерал Врангель [13]. Убитыми шведы потеряли, как говорят, семь-восемь тысяч человек. Генерал Будденброк [14] вышел на помощь с армией в пять тысяч человек, но узнав, что битва окончена, вернулся назад».
Генерал Врангель, сломавший руку в бою, будет отправлен в Петербург вместе с тринадцатью знаменами и четырьмя штандартами, захваченными у шведов. Все укрепления разрушены, город уничтожен, а его жители, которые не успели спастись до сражения, отправлены пленными в Выборг [15]. Говорят, что спастись удалось не более чем двум тысячам шведов, которые доплыли на лодках до островов на озере за городом.
Перевод и комментарии: Лукашенко Анна
[1] Порта — правительство Османской империи.
[2] Нишанджы Шехла Хаджы Ахмед-паша — турок из города Аланья, на посту Великого Визиря (министра иностранных дел Османской империи) находился с 22 июля 1740 года по 7 апреля 1742 года.
[3] Азовская крепость — фортификационное сооружение на левом берегу одного из рукавов дельты Дона вблизи впадения в него реки Азовки. Крепость была основана турками в 1475 году, окончательно перешла под управление Российской империей в 1739 году по Белградскому мирному договору.
[4] Имеется в виду Белградский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1735-1739 годов. По его условиям Азов перешел к России, но только при условии срытия военных укреплений.
[4] Великая Татария (Тартария) — географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе и картографии в отношении обширных областей от Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии вплоть до XIX века.
[5] Дондук-Омбо — третий калмыцкий хан (1735—1741), сын Гунджапа и внук хана Аюки.
[6] Шведская война с Россией — русско-шведская война 1741-1743 годов, начатая Швецией с целью вернуть территории, утраченные по Ништадтскому миру 1721 года. Завершилась подписанием мира в Або с подтверждением положений предыдущего договора.
[7] Иван VI (Иоанн Антонович) — российский император из Брауншвейгской ветви династии Романовых. Вступил на престол в младенчестве, правил с октября 1740 года по ноябрь 1741 года при регентах Э.И. Бироне, а позже своей матери, Анне Леопольдовне.
[8] Ништадтский мир — мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700-1721 годов, изменил предыдущую границу в пользу России.
[9] Великая княгиня Анна Леопольдовна правила Российской империи в качестве регента с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 год.
[10] Граф Петр Петрович Ласси — один из самых успешных полководцев России XVIII века, родом из Ирландии, поступил на военную службу в России в 1700 году и к 1736 году дослужился до чина генерал-фельдмаршала.
[11] Вильманстранд — крепость у города Лаппеэнранта в Финляндии, расположенная на южном берегу озера Сайма, вблизи российско-финляндской границы.
[12] Гренадеры — отборные части пехоты или кавалерии, изначально предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.
[13] Карл Генрих Врангель — офицер шведской армии, службу окончил в чине фельдмаршала.
[14] Хэнрик Магнус Будденброк — шведский барон и генерал-лейтенант; вместе с Карлом Левенгауптом был казнен за поражение при Вильманстранде.
[15] Выборг — город на севере России, изначально располагался на территории Швеции, но Выборгская крепость была взята Петром I в 1710 году в ходе Северной войны.