The London Gazette. 1743. № 8239. 9 Jul. P.1-2
Санкт-Петербург, 14 июня. В прошлое воскресенье господин Хокхольтц, резидент королевы Венгрии при русском дворе, имел аудиенцию у императрицы в Петергофе, на которой он уведомил Её императорское Величество о коронации Её высочества королевы Венгрии на престол Богемии. Господин Коппин, бывший уполномоченный министр от герцога Мекленбургского в Стокгольме, недавно прибыл ко двору в Санкт-Петербурге с поручением от своего герцога. Однако Её императорское Величество не пожелала вникать в положение дел, с которыми он был намерен к ней обратиться, и отказала упомянутому господину, отклонив также и переданный с ним подарок в 2000 рублей.
Санкт-Петербург, 13 июня. Опубликовано по заказу властей. Сведения, прибывшие из Персии, подтверждают не только отступление Сефевида[1] с войсками от Дагестана и русских границ в сторону Дербента и Персии, но и то, что в марте он фактически переходил через степь и пустыню. Численность его армии ощутимо сократилась из-за сильного холода и нехватки провизии: они потеряли много лошадей, мулов и верблюдов, так что не только простые солдаты, но и многие офицеры были вынуждены путешествовать пешком, а Сефевид на некоторое время должен был остановить свое продвижение по пустыне, чтобы снова наладить упавшую среди войск дисциплину. В апреле он маршем прошел отсюда к Тевризу[2] со всей своей армией и планировал держать путь к турецким границам, чтобы там совершить первую атаку на город Эрзерум, так как был полон решимости объявить Турции войну. С этой целью уже были сделаны определенные приготовления, во все концы света были направлены послы, чтобы с помощью других государств обеспечить армию как можно больше и как можно скорее лошадьми, артиллерией, провизией и прочим необходимым. В то же время турки также занимаются необходимыми приготовлениями. Их войска уже находятся на границах со стороны Вавилона и Эрзерума и ежедневно пополняются.
Выдержка из описания генералом Кейтом первых операций военной компании, развернувшейся в этом году, а также боевых действий 19 мая между ним и вражескими галерами (у острова Корпо) под командованием адмирала Фалькендрона.
По прибытии сразу же произошло сражение с вражеским флотом, который в результате был вынужден отступить в море. Однако на следующий день нашему продвижению сильно помешал ветер, чье направление в то же время вполне могло оказаться попутным для врагов и привести их к нам. Мы расположились так, чтобы занимать выгодную позицию в случае их появления.
На следующий день враг действительно появился и занял позицию у устья реки, готовясь к атаке. Бои шли в течение 3 часов, враг был вынужден уйти обратно в море ни с чем, при этом даже потеряв несколько стратегически важных кораблей. Наши же потери были достаточно малы. Неоценимую храбрость в этом бою проявили командовавшие военными кораблями лейтенанты Пронзичев (Pronzischew) и Соймонов[3], а также их экипажи. Сразу после этого я начал преследование врага, но теперь задержался у Аландских островов, чтобы дожидаться появления фельдмаршала Ласси и объединить наши с ним силы.
Фельдмаршал уже прибыл со всеми своими галерами в Твермунд, что неподалеку от Гангута, где к нему присоединится флотилия Её Императорского Величества под командованием адмирала Головина. Дальше они намерены объединиться с силами генерала Кейта, и мы ждем скорых новостей об их операциях.
Мы располагаем сведениями от 24 мая, полученными о генерал-лейтенанта Штофельна[4], который командует войсками Её Императорского Величества в Восточной Ботнии, о том, генерал-майор Швеции Фройденфельд с шведскими войсками под его командованием на протяжении 6-ти недель находился в этих краях и не предпринял ни единого выступления против русских войск. Более того, услышав о приближении русских войск, он настолько сильно испугался, что при своем поспешном отступлении даже сжег мост, утопил в воде несколько своих пушек и вообще на пути своего отхода оставил большое количество повозок и других предметов, замедлявших бегство.
Перевод и комментарии: Алина Туровская
[1] Речь идет о Надир-шахе Афшаре, о котором сказано выше. Дело в том, что он был регентом при последнем представителе династии Сефивидов, а потом в 1736 г. сам объявил себя шахом, из-за чего автор статьи, вероятно, и допускает ошибку, называя его самого Сефевидом.
[2] Тебриз – город в Иране, на северо-западе страны.
[3] Фёдор Иванович Соймонов – навигатор, первый русский гидрограф и исследователь. Был сибирским губернатором.
[4] Христофор Федорович фон Штофельн. Сражался в Русско-Турецкой и Русско-Шведской войнах. Был обер-квартирмейстером при корпусе генерала Кейта в 1743 г.