• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультатив «От кормления к коррупции: неформальные взаимодействия в системе управления в России 17-19 вв.»

 

Представление об извечном господстве коррупции в России прочно устоялось и в научных работах, и в популярной литературе: коррупция воспринимается как неотъемлемая черта российской политической и административной системы, даже как национальная традиция. Действительно ли Россия всегда была коррумпированной, и если да, то насколько? Насколько уникальной она была в этом отношении? Можно ли вообще оценить уровень коррупции в прошлом и как-то сопоставить его с другими странами?

В рамках данного курса студентам предстоит самим дать ответы на эти и другие вопросы. Однако для того, чтобы даже начать обсуждение данной темы, необходимо определиться с тем, что такое коррупция. Как увидят слушатели данного курса, в России, как и в других странах, всегда существовало огромное множество неформальных практик взаимоотношений между управляемыми и управляющими, между подчиненными и руководителями, между равными.

Сам набор этих практик менялся во времени, отражая как изменения технологий государственного управления и форм государственной службы (например, появление Табели о рангах, министерской системы, или феномена «номенклатуры» в рамках коммунистической партии), так и изменение форм и видов экономической деятельности (например, появление акционерных обществ и фондового рынка в 19 веке, или государственной торговли и феномена «дефицита» в 20 веке).

В известном смысле, история коррупции  — это история меняющихся представлений об этих неформальных практиках: то, что в какие-то периоды времени считалось «нормальным», затем становится «преступным»; одновременно, сохраняется разрыв между представлениями о недопустимом, закрепленными в законодательстве, и общепринятыми в обществе установками.

В рамках курса прослеживается история становления понятия «коррупция» в России, история различных терминов, употреблявшихся для обозначения разных типов неформальных отношений. При этом неформальные отношения и практики в истории далеко не исчерпываются тем, что мы сегодня называем «взяткой» - платежами в адрес официальных лиц, с целью побудить их принять то или иное решение. Не менее, а возможно, и более важным аспектом неформальных отношений исторически являлись патрон-клиентские связи, пронизывавшие все социальные и политические структуры европейских обществ Нового времени, не исключая России. Разветвленные системы длительных

добровольных, неравных и неофициальных связей между влиятельными лицами (патронами) и находящимися под их покровительством лицами (клиентами), покоящиеся на обмене различными ресурсами, лежали в основе политической системы, в том числе, в основе политических «партий» в их первоначальном значении. Такие системы не были просто протекцией, оказываемой влиятельным лицом всем тем, кто стоит на более низких ступенях социальной иерархии, но имели и особый характер – взаимовыгодных принудительных отношений между патроном и клиентом. Как и в случае со «взяткой», история таких отношений – это история их постоянного переосмысления, включая постепенную «криминализацию» многих форм патрон-клиентских отношений, кульминацией которых является появление понятия «конфликт интересов».

Авторы курса предлагают рассмотреть историю «коррупции» в России, преимущественно фокусируясь на периоде Нового времени (XVII – XIX веках), когда происходит формирование основного понятийного аппарата для осмысления неформальных отношений, устанавливаются некоторые ключевые представления о приемлемом и недопустимом, которыми мы оперируем до сих пор.

Основные вопросы, рассматриваемые в рамках курса:

  • что такое взятка, лихоимство, мздоимство и коррупция, эволюция терминов и понятий;
  • борьба со взяточничеством в России в XVII – XIX веках, методы и результаты, причины успеха/неудачи;
  • экономические и политические причины устойчивости неформальных отношений;
  • исторические источники для изучения неформальных практик в России, методы реконструкции этого явления;
  • «размер» взятки: сколько и кто брал/давал, возможность сопоставления уровня коррупции в России в прошлом  с другими странами ;

Ответы на эти вопросы позволят подвергнуть критическому анализу устойчивые мифы о коррупции в истории России, а также оценить саму возможность изменения масштабов коррупции в России и механизмы таких изменений.

Занятия будет проводиться в форме семинарских занятий, по итогам курса должно быть написано эссе.

 Программа по ОУФ взятки (DOCX, 73 Кб)