• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Шоты Матиташвили "Автокефалия Грузинской Церкви в IV-VII вв."

0+
Мероприятие завершено

На онлайн-семинаре научно-учебной группы "История и люди средневекового Закавказья" гость из Тбилисского государственного университета, Шота Матиташвили, прочтет доклад об автокефалии Грузинской церкви в IV-VII вв.

История автокефалии Грузинской Церкви считается одним из самых спорных вопросов грузинской истории. Какой Церкви подчинялась сама Грузинская Церковь? По этому поводу было высказано множество мнений, но наибольшее распространение получили два. 
Так, некоторые ученые считали, что Грузинская Церковь находилась под контролем Армянской Церкви. Согласно сторонникам "армянской теории", Церковь восточной Грузии подчинялась Армянскому каталикосу и приняла так называемое монофизитство, а после армяно-грузинского раскола 607-609 гг. признала Халкидонский собор. 
В XX веке наибольшую популярность получила "антиохийская теория", сторонники которой высказывали мнение о том, что Иберийская церковь была подчинена Антиохии в начале IV века, а затем, благодаря царю Вахтангу Горгасали (ок. 413-491), получила автокефалию, то есть церковную независимость. 
Критический анализ источников убеждает нас в том, что все эти теории ошибочны. Изучение источников не доказывает подчинения Грузинской Церкви Армянской Церкви или исповедания монофизитского учения в той или иной форме. Не подтверждается и юрисдикция Антиохии или другой Великой Церкви на Грузию. Единственное исключение представляет собой период, когда Грузинская Церковь попала под влияние Сиро-Персидской Церкви в 420-е годы. 
Помимо этого, большинство современных специалистов не имеют представления о том, что означает автокефалия в позднеантичную эпоху. Современное понимание автокефалии для того периода вообще не существовало. До IV века все поместные церкви пользовались независимостью. Каждая христианская община была независимой церковной организацией. Сильная централизация церковной структуры христианского мира после христианизации Римской империи привела к тому, что многие поместные церкви утратили свой независимый статус, и лишь немногие сохранили независимость – например, церкви на Кипре и в Грузии, как свидетельствует об этом Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (ок. 1140-1199). 
О том, как Грузинской Церкви удалось сохранить свою независимость несмотря на усилия Армении и Антиохии, расскажет Шота Матиташвили. 

Язык мероприятия – русский.

Доклад состоится 25 июня в 16:40.

На мероприятие может попасть любой желающий. Если вы не являетесь участником научно-учебной группы, то для посещения лекции нужно заказать пропуск, написав по адресу: dpmaslenko@edu.hse.ru. В "Теме" письма укажите, пожалуйста: "НУГ. Доклад".