• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между философскими вызовами и историзмом? Лекция Н.В. Ростиславлевой

24 ноября 2017 г. состоялось очередное заседание НУГ. Его гостем была доктор исторических наук, профессор Наталья Васильевна Ростиславлева, которая прочитала лекцию "Историческое знание в Германии XIX века: между философскими вызовами и историзмом?"

Чем определялась приверженность отдельных немецких историков XIX века философским схемам Просвещения, почему параллельно шел процесс их преодоления и поиск законов органического развития в языке, праве, религии? С чем связана огромная популярность, влияние Л. фон Ранке и глубокая укорененность принципов его школы в немецкой исторической науке? Почему историческое сообщество Германии в XX веке так надолго «закрылось» для восприятия таких направлений как социальная и интеллектуальная история? Ответы на эти и другие вопросы содержались в выступлении Н.В. Ростиславлевой.
Историография Нового времени связана с идейным течением века философов и была обречена на вовлеченность в дискуссии о судьбах Просвещения в XIX веке. «Король философов» Вольтер провозгласил важнейший принцип историографии Нового времени: «Историку нужно быть философом». Со второй половины XIX века Европу захлестнуло увлечение философией позитивизма, которое не обошло и Германию. На осмысление истории  повлияла философия Шеллинга и Гегеля. С другой стороны, именно немецкая историческая наука продемонстрировала образцы историзма. Как писал Ф. Мейнеке, «это движение (к историзму) продолжало следовать по великому общеевропейскому пути, и венец достался немецкому духу. Он совершил тем самым свое второе великое дело после Реформации».
Европейский XIX век прошел под знаком расцвета исторического знания. Пальма первенства в развитии исторических штудий, без сомнения, принадлежала немецким ученым. Не случайно немецкого историка XIX века Л. фон Ранке называли «королем историографии»: он заслужил признание профессионального сообщества своими многочисленными написанными на архивных материалах трудами, сумел создать свою школу, более того, ранкеанство оставалось влиятельным направлением в немецкой историографии и в первой трети XX века.
В Германии история стала организовываться в науку со времен Шлецера (вторая половина XVIII века). Последовательно в немецком историописании существовало несколько исторических школ. В первой половине XIX в. наиболее влиятельными были морально-прагматическая (Шлоссер, Гервинус, Циммерман), историческая школа права (Гуго, Пухта, Эйхгорн, Савиньи), критическая или объективно-историческая (Ранке). Во второй половине XIX века сформировалась малогерманская школа (Трейчке),  К. Лампрехтом предпринимались  попытки утвердить позитивистскую методологию в историческом сообществе Германии. Подобное многообразие вполне объяснимо: Германия вплоть до 1871 г. оставалась раздробленной, а профессиональное сообщество откликалось на политические вызовы и общефилософские тенденции.
Выступление Н.В.Ростиславлевой вызвало большой интерес аудитории и ряд вопросов, ответы на которых породили дискуссию и в определенной мере были продолжением и развитием ее выступления.