• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борис Федорович Поршнев - «системосозидатель»

На заседании постоянного научного семинара НУГ, прошедшем 6 июня 2018 г., с докладом «Системосозидатель: историк, психолог, антрополог Борис Федорович Поршнев» выступил доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН Александр Владимирович Гордон. Предлагает ниже текст тезисов выступления, предоставленный нам перед проведением семинара докладчиком.

Если определить характер творчества и тип научного мышления Б.Ф.Поршнева (1905—1972) одним словом, то этим словом будет «системность». Cреди историков он был уникальным исследователем-мыслителем, деятельность которого направлена на разработку и формулирование определенной познавательной системы. Был гегельянцем в самом общем и лучшем смысле слова; создававшаяся им «система истории» – один из самых значительных в советской историографии примеров «системосозидания».
Остаются остро актуальными две ведущих оси поршневской «системы истории»: идея единства всемирной истории при всех драматических воплощениях и современных цивилизационных перевоплощениях его и активная роль общественного сознания в историческом процессе. Всемирно-исторический процесс, считал Поршнев, опирается на фактор столь же основательный, как противоречие интересов различных субъектов, на их заинтересованность в поддержании связей между собой, в сохранении«сверхобщности» человечества. Столкновение различных объективных тенденций придает решающее значение сознанию, его зрелости на всех уровнях, начиная с индивидуального. «Люди сами творят свою историю», в том числе –  ее всечеловеческое единство.
В «системосозидании» Поршнев проявил себя вполне универсалистом, всю жизнь и во всех аспектах научной деятельности стремился к построению универсальной системы. Он не признавал разрыва между гуманитарным и естественным знанием, преодолевал барьеры наук об обществе и человеке, да и в рамках собственно исторической науки выступал реформатором-разрушителем отраслевой специализации, будучи искренне убежденным, что свое подлинное значение факты прошлого той или иной страны приобретают лишь во всемирно-исторической перспективе.
Размышляя о смысле истории, Поршнев искал воплощение «абсолютной идеи» в тех социальных силах, что давали ход историческому процессу. Именно поиски смысла истории и абсолютизация в этом поиске значения классовой борьбы выделили Поршнева в сообществе историков-медиевистов, где он начинал свою профессиональную карьеру.
Переключившись на историю Нового времени, Поршнев озаботился проблемой интегрирования истории России во всеобщую, в первую очередь европейскую, историю. Стремясь поставить на профессиональную почву изучение сферы общественного сознания, занялся социальной психологией.

Завершением творческого пути Поршнева стал труд «О начале человеческой истории», где он раскрыл значение речевой коммуникации в происхождении человека и, оспорив знаменитый постулат «труд создал человека», с материалистических позиций показал, что в начале антропогенеза «было слово».