• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

105066 Moscow, Staraya Basmannaya 21/4, building 3

Phone: +7 (495) 772 95 90 *22858

Administrations
School Head Galina O. Babkova
Deputy Head of the School Pavel Puchkov
Academic Supervisor Alexander B. Kamenskii
Book chapter
Ecclesiastical Relations of the Lower Danube and the South-Western Crimea in the Early Byzantine Period

Vinogradov A.

In bk.: A Danubio ad Gothiam. La christianisation du nord-ouest de la mer Noire dans l’Antiquité tardive – The Christianization of the North-Western Black Sea during Late Antiquity. Turnhout: Brepols Publishers, 2025. P. 37-42.

Working paper
Popular Music as Cultural Heritage: Memory of the Leningrad Rock Club in St. Petersburg

Kolesnik A., Rusanov A.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. No. 205.

Instructional Design for Teacher

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
School of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина направлена на подготовку студентов, заинтересованных в преподавании истории в школе. Целью дисциплины является формирование и развитие у студентов современных знаний о новых подходах в преподавании и обучении школьников, компетенций разработки и анализа программ учебного предмета «История» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование и развитие у студентов современных знаний о новых подходах в преподавании и обучении школьников
  • формирование у студентов компетенций разработки и анализа программ учебного предмета «История» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать и уметь объяснить изменения в содержании профессиональной деятельности учителя, знать международные тенденции по изменению профессиональных ролей учителя. Знать и уметь объяснить взаимосвязь компонентов методической системы обучения. Знать компоненты школьного учебно-методического комплекса по истории.
  • Знать историю становления и развития педагогического дизайна, его определение и функции. Уметь описать историю изменений педагогических моделей. Знать особенности структурирования зарубежных образовательных программ.
  • Уметь объяснить категорию «образовательные результаты». Знать классификацию образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные). Понимать требования профессионального стандарта «Педагог».
  • Знать и уметь дифференцировать образовательные результаты на понимание, перенос и овладение. Уметь проектировать учебные задачи в соответствии с образовательными результатами. Уметь отбирать стратегии преподавания в соответствии с образовательными результатами.
  • Знать, что такое аутентичная проблема и уметь её формулировать. Знать и уметь использовать класс обучающих задач. Понимать и различать вспомогательную и своевременную информацию. Уметь отбирать учебные задачи для частичной практики.
  • Знать и понимать структуру учебного модуля по таксономии Б. Марцано. Уметь шкалировать цели по уровням обучения (2.0, 3.0, 4.0). Уметь разрабатывать/отбирать учебные задания в соответствии с целями по уровням обучения.
  • Понимать, что такое «большие идеи», умеет выделить их ключевые характеристики и привести примеры из предметной области «Общественно-научные предметы». Понимать, как связаны «большие идеи» и межпредметные понятия.
  • Знать и уметь объяснить, что такое «Интеллект-карта». Знать как создать интеллект-карту. Понимать, что карты учебных программ позволяют согласовывать все компоненты учебного занятия.
  • Уметь различать lesson study и action research. Понимать особенности данных подходов, уметь назвать и охарактеризовать все циклы.
  • Знать и уметь использовать «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning). Уметь назвать ключевые характеристики каждой технологии.
  • Знать ключевые особенности системы московского образования. Знать и уметь использовать требования к разработке сценариев учебных занятий для МЭШ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Представление концепции курса
    Чему учить сегодня для успеха завтра: новые тренды в школьном образовании. Как меняются профессиональные роли учителя? Кризис классно-урочной системы. Методика изучения истории. Школьный учебно-методический комплекс.
  • Основы педагогического дизайна
    Разновидности подходов проектирования учебного процесса - “от задачи”, “от типа деятельности”, “от образовательных результатов”. Особенности структурирования предметного curriculum: обзор зарубежных подходов (Канада, Сингапур, Финляндия и др.).
  • Образовательные результаты: понятие, функции, требования.
    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования: назначение, структура и совокупность требований. Примерные основные образовательные программы (ПООП). Программы учебных предметов, курсов. Требования к образовательным результатам (личностные, метапредметные, предметные). Содержание и структура исторического о6разования, закрепленные во ФГОС и ПООП. Профессиональный стандарт «Педагог». Цель и образовательный результат. Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов (факты, связи между фактами, использование фактов/информации/знания). Виды, функции содержание образовательных результатов. Описание образовательных результатов. Генератор образовательных результатов.
  • Understanding by design (понимание через проектирование): модель проектирования учебного занятия от образовательных результатов.
    Модель «понимание через проектирование» - основные компоненты и алгоритм создания. Анализ сценария учебного занятия от содержания и от образовательных результатов. Образовательные результаты на понимание, овладение и перенос. Шесть граней понимания: интерпретация, применение, перспектива, сопереживание, самооценивание, объяснение, интерпретация. Как достигнуть понимания? С помощью чего школьники учатся понимать? Всеобъемлющие, ключевые и тематические вопросы. Критерии ключевых вопросов. Как сформулировать ключевой вопрос? Доказательства. Критерии оценки. Стратегии преподавания и функции учителя.
  • 4/с id model (четырёхкомпонентная модель учебной программы): модель проектирования учебного занятия от аутентичных проблем и обучающих задач
    (аутентичная проблема, вспомогательная информация, своевременная информация, частичная практика). Как сформулировать аутентичную проблему? Типология обучающих задач
  • Персонализированная модель обучения: как разработать учебный модуль по предмету «История» по таксономии Марцано?
    Персонализированное обучение. Концептуальные основания. Структура учебного процесса. Таксономия учебных целей. Шкалы оценивания. Учебные модули: структура, сценарий изучения модуля. Типология учебных задач. Накопительная система оценивания ПМО.
  • Подход «большие идеи» и его использование при проектировании учебных программ по истории
    Big ideas – специальный формат, который используется для описания образовательных результатов. Проектирование образовательной программы через «большие идеи». Методические функции «больших идей». Примеры «больших идей». Как формулировать «большие идеи»? Как развивать «большие идеи» по годам обучения? Обзор литературы для школьников, направленной на формирование междисциплинарных связей в обучении.
  • Интеллект-карты, как эффективный инструмент развития мышления школьников и технология их разработки.
    Mind map, карты мыслей, ментальные карты. Что такое интеллект-карта? Как создать интеллект-карту? Что не является интеллект-картой? Неограниченные возможности применения интеллект-карт. Основные области применения интеллект-карт. Будущее интеллект-карт. Curriculum mapping: установление взаимосвязи между содержанием, образовательными результатами и оценочными средствам. Процесс curriculum mapping: от построения карты учебной программы до её использования с целью выявления пробелов в программе. Повышение эффективности преподавания и обучения средствами curriculum mapping. Curriculum mapping как средство управления собственным обучением школьников.
  • Методы сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях (lesson study и action research).
    Методы сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях. Подходы lesson study и action research. Планирование циклов lesson study и action research, процедура проведения и технология документирования выводов. Роль обратной связи в обучении школьников. Виды и функции обратной связи. Особенности формирующей обратной связи. Отличительные черты эффективной формирующей обратной связи. Классификация обратной связи BLOOM и SOLO. Способы обеспечения обратной связи на учебном занятии.
  • Основы современных технологий обучения: «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
    Разновидности стратегий преподавания: проектно-ориентированное обучение (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning). Подходы к обучению. Требование к организации учебного процесса, роль учителя и учащихся в рамках каждой стратегии.
  • Особенности преподавания в московской школе. Город как школа. Использование ресурсов Московской электронной школы (МЭШ).
    Московская школа – территория больших возможностей. Персонализация и цифровизация обучения в московской школе. «Мы учимся в Москве»: обучение школьников с использованием ресурсов большого города. Московское образование глазами международных исследователей. В рамках практических занятий этой темы предусмотрено посещение уроков учителей истории в московских школах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Защита итоговой работы
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Рецензия
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Самостоятельная работа + 0.4 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Крившенко Л. П., Юркина Л. В. - ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 400с. - ISBN: 978-5-534-07709-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-433039

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Педагогика : учебник и практикум для вузов, Голованова, Н. Ф., 2018