• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

HSH: доклад Елены Игоревны Лариной "Ритуальные практики населения центральноазиатского региона в конце XX - начале XXI вв.: между экономической целесообразностью и социальным престижем"

Мероприятие завершено

17 мая (пятница) в 18:30 состоится очередное заседание научного семинара Международного центра антропологии Homo sapiens historicus. С докладом на тему "Ритуальные практики населения центральноазиатского региона в конце XX - начале XXI вв.: между экономической целесообразностью и социальным престижем" выступит доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, к.и.н., Ларина Елена Игоревна.

Аннотация доклада:
Доклад посвящён ритуальным практикам населения центральноазиатского региона в конце XX - начале XXI вв. - финансово затратных, напрягающих все силы больших семей и даже родов, и общественно значимых, массовых по вовлеченности населения. Анализ производится в рамках экономической антропологии и ориентирован на несколько основных проблем. 

Традиционализм vs модернизация. Такие культуры нередко противопоставляют модернизации и исследуют через понятие традиционализма, ориентированного на воспроизводство ритуалов со значительными денежными тратами и базирующихся на традиционных социальных институтах (общине, родовом клане). Особая роль отводится народному исламу, как цементирующему ритуальные практики (в первую очередь свадьбы, похороны, обрезание мальчиков). Однако, подобные практики не только воспроизводятся, но и с увеличением мобильности в современном мире приобретают транснациональный характер и продолжают функционировать в диаспорах по всему миру. В условиях глобализации, модернизации экономики и всех сторон жизни, активной трудовой миграции и бытования транснациональных культур, с усилением коммуникационного вектора денежное поведение различных социальных групп в центральноазиатском регионе меняется. 

Старая обрядность - новые законы. Чрезмерные траты населения, закредитованность населения вывели проблему из семейно-родового пространства  в государственное. С конца 1990-х гг. в центральноазиатском регионе проводится политика на сокращение финансово затратных ритуальных расходов, в первую очередь свадебных церемоний или суннет-тоя (обрезание мальчиков), но связанных со всеми праздниками в жизненных циклах человека, а также поминками. Подобная политика особенно последовательно силами государства проводится в Узбекистане и Таджикистане, силами общественности в Казахстане, и осуществляется различными социальными силами - активно через законотворчество государством, муфтиятами через издание фетв и повседневные разъяснения имамов, махаллинскими комитетами в Узбекистане и комиссиями-танзимами в Таджикистане,  агитационными методами через социально ориентированные сериалы или социальные баннеры в публичных местах. Для государства важна не только обеспокоенность чрезмерными тратами, но и борьба с коррупцией чиновников. Также государства проводят переоценку ценностей, мобилизованных в качестве национальных.  

Общество и закон. У политики сокращения расходов есть свои положительные результаты, эффективность которых нельзя назвать существенной, а общество реагирует на нивелирующую универсальность законов и вырабатывает свои адаптивные механизмы. Они во многом определены социальными факторами - местами расселения в городе или кишлаке, социальными статусами организаторов, степенью религиозности. Ситуация зависит от различных локальных практик, например, это ярко проявляется в Каракалпакстане, где она определяется во многом самоидентификацией населения как населения суверенной автономной республики, описывается во многом через противопоставление Ташкенту, а также худшим экономическим положением, связанным в том числе с недостатком воды. В докладе предполагается выделить особенности процесса сокращения расходов, с одной стороны, с другой, показать реакцию общества на вводимые ограничения, частные случаи замещения и нарочитого увеличения расходов в свадебном цикле, напрмиер, в Каракалпакстане и у казахов Горного Алтая (Россия). 
Моральные категории “достоинства” и “уважения” как регуляторы финансового поведения. Чтобы ответить на вопросы о слабой степени реализации законов, выработке обществом адаптивных механизмов, направленных на поддержание затратных традиций на фоне в целом единодушного осуждения чрезмерности, необходимо обратиться к мотивам подобного поведения. Поэтому особое внимание в докладе уделяется значению социальных статусов, сформировавшихся в разное историческое время: родовых, клановых, сословных - в досоветское время, должностных - в советское, связанных с бизнес-сегментом и материальным благополучием, религиозностью  - в постсоветское. Выявляется роль моральных категорий “достоинства” и “уважения” как нормирующих множественные практики в зависимости от статусных и социально-культурных различий. Поведение разных социальных групп при организации расточительных или скромных ритуалов во многом определяется пониманием достоинства группы и человека в соответствии с положением предков, социальным статусом, материальным достатком, религиозной ориентированностью. 

Семинар пройдет в режиме онлайн с использованием систем Zoom и YouTube. Для получения ссылки на трансляцию доклада в YouTube просьба обращаться к менеджеру Международного центра антропологии М.Д. Аксеновой по адресу maksenova@hse.ru. Ссылка будет предоставлена перед началом семинара. 

Также Вы сможете увидеть трансляцию, если в назначенное время зайдете на наш канал на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCswmh4OELDBt9q3eavsEAug



Бешбармак в честь суннет-тоя, август 2006 г., аул Каскат Шербакульского района, Оренбургская область. Фотография Е.И. Лариной.