• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руководитель НУГа Ирина Махалова и некоторые члены группы этим летом отправились в экспедицию «Колымский край как место памяти о советском».

Экспедиция в Магаданскую область проходила в период с 2 по 14 июля 2022 в рамках проекта НИУ ВШЭ "Открываем Россию заново".

Руководитель НУГа Ирина Махалова и некоторые члены группы этим летом отправились в экспедицию «Колымский край как место памяти о советском».

«Колымский край как место памяти о советском» 2-14 июля 2022 г.

2-14 июля 2022 г.

Десять студентов с различных образовательных программ НИУ ВШЭ под руководством научных сотрудников Института советской и постсоветской истории Ирины Махаловой и Арсения Старкова провели в Магаданской области 12 дней, изучая топографию позднесоветской Колымы и проводя интервью с жителями региона. 

Цель экспедиции заключалась, прежде всего, в изучении способов конструирования памяти о событиях позднесоветского периода (1970-1980-е гг.). В частности, в центре внимания находился феномен изучения ностальгии по советскому – тема, которая широкого разрабатывается в новейшей историографии. Почему люди скучают по советскому времени? Как изменилась их жизнь за три десятилетия, которые отделяют нас от советской эпохи? Какие практики советского времени они хотели бы вернуть? Какие эпизоды позднесоветской истории они считают наиболее важными и достойными внимания? Зависит ли отношение к позднесоветскому от социальной и культурной среды, в которой росли и жили респонденты? Эти и другие исследовательские вопросы находились в центре внимания экспедиции.  

Чтобы достичь поставленной цели, участники проекта проводили интервью с местными жителями, посещали связанные с этими событиями места и изучали материалы региональных музеев, библиотек и архива. «Экспедиция на Колыму поразила меня смелостью своей идеи. Это касается как темы, так и маршрута. Пока рано говорить о научных результатах, но по ощущениям после поля – уловить, как советское воспринимается колымчанами, удалось. Более того, удалось уловить полутона этого восприятия; понять, как жители области справляются с противоречиями, которые возникают из-за непростой истории освоения региона. Лично для меня важным оказалось то, что после одного из интервью я как будто стал понимать почему «старшее поколение» ностальгирует по советскому, по крайне мере, почему это происходит на Колыме» (Максим Гурин, студент 2-го курса магистратуры, ОП «Сравнительные социальные исследования»).

В общей сложности, участники экспедиции проехали чуть более 2500 км по трассе «Колыма», из них 150 км – на вахтовом автобусе и грузовике «Урал» по бездорожью, посетили Магадан и Сусуман (больше городов в Магаданской области нет), побывали в семи заброшенных поселках (в том числе – в одном из самых известных городов-призраков Кадыкчане) и в двух – полузаброшенных. Чтобы добраться до некоторых объектов, студентам приходилось переходить реки вброд, пробираться через болота и лезть на сопки. 

Маршрут экспедиции.
Карта составлена Дарьей Глушенковой (4-ый курс бакалавриата, ОП «Городское планирование»)

Перед непосредственной работой «в поле» для участников экспедиции была предусмотрена подготовительная часть, которая продолжалась около двух месяцев: раз в несколько недель организовывались встречи, на которых обсуждались те или иные аспекты предстоящего исследования (особенности проведения интервью, история Магаданской области, изучение культуры и политики памяти). Кроме того, до начала экспедиции каждому из участников нужно было найти респондентов в том или ином населенном пункте (они были заранее распределены между студентами), связаться с ними и договориться об интервью. Участники проводили как специальные (с работниками музеев, архивов, турагентств; у краеведов, блогеров и пр.), так и экспресс-интервью (подходили на улице к людям разных возрастов и расспрашивали о регионе).

«На протяжении трёх лет своего обучения в НИУ ВШЭ я занималась исследованиями памяти и исторической политикой, поэтому эта экспедиция оказалась особенно важной для меня. Уже с первых дней стало ясно, что мы многое узнаем о памяти о советском. Мы увидели как низовые инициативы, так и муниципальные проекты, ведь общались и с местными краеведами-активистами, и с городскими властями». (Евгения Петроковская, студентка 4-го курса бакалавриата, ОП «Культурология»)

«Случившаяся поездка — это огромный академический рост: наша подготовка состояла из серии лекций и семинаров, из которых я узнавал новое от коллег; мы оттачивали искусство взятия интервью и работы в поле; изучали источники из местного архива; обсуждали будущее собранного материала; а многочасовые поездки в вахтовке оборачивались многочасовыми разговорами о любимых философах, теории и междисциплинарных исследованиях». (Роман Мамин, студент 4-го курса бакалавриата, ОП «История»)

Студенты покоряют одну из колымских сопок
С

Собранный в Магаданской области материал еще предстоит обработать и концептуализировать, однако уже там, на Колыме, ребята обменивались идеями о возможных сюжетах для будущих исследований.  

«Наверное, главное, что показала экспедиция – это невозможность говорить о единой, гомогенной «памяти», сформированной фактом общего проживания на одной территории. Памятей много, и интерес в том, какой из вариантов памяти начинает транслироваться в официальных институциях. Какие памяти используются (и как), а какие стараются вытеснять (и как)». (Святослав Костенко, студент 4-го курса бакалавриата, ОП «Культурология»)

Организация и проведение экспедиции были бы невозможны без помощи и поддержки  Ивана Александровича Паникарова, историка-краеведа из поселка Ягодное. Он является знаковой фигурой в регионе, поскольку собрал крупнейший в России частный музей, посвященный истории советских лагерей на Колыме, и активно занимается популяризацией истории. Зная досконально территорию Магаданской области, он согласился быть нашим проводником, а также оказал неоценимую организационную поддержку, связанную с налаживанием контактов, поиском жилья и транспорта. Отдельно стоит отметить его энтузиазм в деле изучения истории Колымы, неутомимость и желание показать как можно больше, поделиться собранными материалами и поддержать молодых исследователей в изучении советской истории. 

«С нами везде ездил местный краевед-энтузиаст Иван Паникаров, который был нашим гидом. Часто он выбирал не самые легкие пути, чтобы добраться до пункта назначения. Например, перейти реку вброд, пройти сквозь густые лесные заросли и в конце подняться на сопку – такой маршрут легко мог выбрать наш гид и, удивительно, но мы действительно все следовали за ним». (Дарья Глушенкова, студентка 4-го курса бакалавриата, ОП «Городское планирование»)

Участники экспедиции на оз. Джека Лондона, второй слева – И. А. Паникаров
С

«Особенно впечатлили полузаброшенные населенные пункты, настолько сюрреалистично видеть местных жителей со своими повседневными практиками на фоне полуразрушенных объектов», - написал в своём отзыве Евгений Власов, студент 2-го курса магистерской программы «История современного мира». Действительно, несколько дней экспедиции были посвящены посещению и фотофиксации стирающегося следа оставленных населённых пунктов, которые были по тем или иным причинам расселены в постсоветский период. Процесс оттока населения из региона сопровождается постепенным опустошением и разрушением большого числа населенных пунктов. Именно этот процесс обуславливает, во многом, ностальгию по позднесоветскому времени, когда, как казалось некоторым из наших респондентов, жилось лучше и веселее, а люди держались за эти поселки и тот особенный позднесоветский мир, который был создан приехавшими на Колыму энтузиастами. 

Заброшенный Дом Культуры в полузаброшенном пос. Мяунджа
С

Заброшенные поселки оказывали, вместе с тем, гнетущее впечатление на некоторых участников экспедиции. «Многие ностальгические тирады больше напоминают говорение не о советском прошлом, но об античных республиках – доведенные до максимума равенство, искренность, честь и абстрактная идея, объединяющая всех. У кого-то больше Афины, у кого-то Спарта или Рим. Только останки республики ХХ в. не создают того же ощущения устойчивости, что Акрополь или Колизей. Крыши проваливаются, стены падают, гипсовые рельефы трескаются, обваливаются фрески с улыбающимися горящими глазами людьми в хороводе. Область местами похожа на зону отчуждения, где техногенные катастрофы синхронны с социально-экономическими». (Карина Аглиулина, студентка 2-го курса бакалавриата, ОП «Политология»)  

Заброшенный пос. Спорное
С

Междисциплинарный характер экспедиции подразумевал, с одной стороны, развитие уже имеющихся навыков: социологи смогли усовершенствовать навыки проведения интервью и поделиться своим практическим опытом с другими участниками; историки поработали с архивными материалами и частично освоили методы устной истории; культурологи имели возможность изучить экспозиции совершенно противоположных – как по концепции, так и по институциональному статусу – музейных объектов; урбанисты изучили феномен заброшенных и полузаброшенных поселков. С другой стороны, каждый участник экспедиции смог чему-то научиться, и плотное общение в том числе в свободное время этому способствовало.  

«Для меня как для социолога эта поездка позволила обрести новые профессиональные навыки – проведение тандемных интервью, понимание их преимуществ и недостатков, а также опыт ведения интервью в тандеме с фотографом» (Максим Гурин, студент 2-го курса магистратуры, ОП «Сравнительные социальные исследования»).

«Проведение экспресс и глубинных интервью, помимо очевидного удовольствия от диалогов с местными, подарило ценный опыт использования социологических методов исследования, полезный для моей будущей учебы». (Даниил Данилов, студент 2-го курса бакалавриата, ОП «Городское планирование»)

Помимо развития научно-исследовательских навыков, экспедиция позволила ребятам лучше узнать себя и друг друга, открыть новый регион России с разных сторон, улучшить навыки коммуникации, эмпатию, стать терпимее к полярным мнениям о тех или иных аспектах советской истории. 

«Именно люди – главное моё открытие, сделанное на Колыме. Безусловно, я приобрела не мало практических навыков по сбору информации, ведению интервью, даже по организации самих экспедиций. Но главным открытием стал человек: его доброта и открытость, помощь, его улыбка и разочарование, стойкость во взаимодействии с природой и самим собой. Может быть, я поняла что-то и о себе: более чётко осознала свою идентичность, увидела направления, в которых могу и хочу двигаться дальше, и качества, которые нужно для этого развивать». (Евгения Петроковская, студентка 4-го курса бакалавриата, ОП «Культурология»)

«Экспедиция «прокачала» эмпатию каждого из ее членов, научила слушать и слышать другие мнения (многие из которых могут, тем не менее, казаться неправильными, а иногда и аморальными), корректировать свои представления о чем-то (например, о советском прошлом) на основании реплик другого. Подобные навыки не остаются в пространственно-временных границах экспедиции / лаборатории / кабинета / аудитории, а проносятся человеком везде. И, кажется, участники экспедиции не потеряют эти навыки, а сохранят их, несмотря на разнообразные будущие карьерные треки». (Святослав Костенко, студент 4-го курса бакалавриата, ОП «Культурология»)

Дальнейшее продолжение работы над настоящим проектом подразумевает расшифровку и анализ собранных интервью. 

Участники экспедиции у р. Колыма
С