• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Literature review по социальным методам исследования музеев

Исследования музейных посетителей — довольно молодое поле изысканий социологов и философов. Работы подобной тематики стали активно появляться лишь в последние тридцать лет, но даже за этот срок произошла радикальная перемена акцентов. 

Если первые исследования, выдержанные в фукодианском ключе, фокусировались на репрезентации власти в музеях и ее встрече со зрителем, то авторов последних работ интересует скорее поведение самих посетителей, их собственные пути к интерпретации и т.д. В исследованиях последних лет музей не только механизм контроля и конструирования знания, но результат взаимодействия зрителя и кураторов.

Англоязычная литература:

Айлин Хупер-Гринхилл. Музеи и формирование знания / Hooper-Greenhill E. Museums and the Shaping of Knowledge. London: Routledge, 1992.

Хупер-Гринхилл на ряде примеров показывает, какую роль играли музеи и их предшественники в человеческих сообществах. Наиболее всего ее интересует связь музея и существующих моделей познания (эпистем).

Джон Фальк, Лин Диркинг. Знание из музеев / Falk J., Dierking L. Learning from Museums: Visitor Experiences and the Making of Meaning. AltaMira Press, 2000.

Авторы пытаются понять, зачем люди ходят в музеи и что они хотят там узнать. Джон Фальк и Лин Диркинг исследуют опыт посещения музеев. Они полагают, что он складывается на пересечении личного, социокультурного и физического контекстов. Под последним они понимает дизайн экспозиции, технологии, материальные объекты и т.д.

Карол Дункан. Цивилизующие ритуалы. / Duncan C. Civilizing rituals: Inside public art museums. London, Routledge, 1995.

Карол Дункан исследует роль художественных галерей в современных городах. Ее интересует, как государства, институции и конкретные люди преподносят произведения искусства, как галереи формируются социокультурной средой, и как музеи в свою очередь формируют своих посетителей.

Пьер Бурдье, Ален Дарбель. Любовь к искусству / Bourdieu P., Darbel A. The Love of Art. European Art Museums and their Public. Polity Press, 1991.

Бурдье подробно останавливается на проблеме неравенства среди музейный посетителей. Он полагает, что публика разделена на ряд социальных групп. Происхождение и уровень образования посетителей отражается на практиках посещения музеев. Таким образом музеи оказываются инструментом производства и воспроизводства социальных различий и вкусов.

Тони Беннет. Рождение музея: история, теория, политика / Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. London: Routledge, 1995.

Работа Беннета, написанная в фукодианской манере, стала основополагающим исследованием для museum studies. Беннет исследует становление музейной институции как места столкновения власти и посетителей. Попутно автор показывает, каким образом власть репрезентирует себя в музейном пространстве, как осуществляются дисциплинарные практики по отношению к посетителям, какие модели навязываются и т.д.

Хелен Ли. Музейные тела / Leahy H.R. Museum Bodies. The Politics and Practices of Visiting and Viewing. Ashgate, 2012.

Хелен Ли показывает эволюцию взаимодействия музейной институции и телесного опыта посетителя с XVIII в. до наших дней. Ее интересует, как музей управляет телами посетителей, как задаются практики смотрения на экспонаты и хождения по залам. С другой стороны, автора волнует, по каким принципам некоторые группы дискриминируются или, наоборот, поощряются.

Шарон Макдональд. Закулисье музеев науки. / Macdonald S. Behind the Scenes at the Science Museum. Oxford and New York: Berg, 2002.

Шарон Макдональд предлагает посмотреть на обратную сторону кураторского ремесла. Как изначальный замысел выставки соотносится с итоговым результатом, какие объекты отбираются, а какие остаются в запасниках, почему посетители выносят именно такие впечатления с выставки, и как эти впечатления формируют общественные представления?

Эндрю МакКлеллан. Краткая история музейной публики / McClellan A. A Brief History of the Art Museum Public // Art and Its Public: Museum Studies at the Millenium. New Interventions in Art History. Oxford: Blackwell Publishing, 2004.

МакКлеллан исследует музей как транслятор общественного наравенства. На ряде примеров он показывает, как вопреки изначальным демократическим ценностям происходит постоянное отделение простой публики от определенной элиты

 

Статьи и книги на русском языке:

  • Дубин Б. Архив и высказывание. К социологии музея в современной России // Вестник общественного мнения. 2011. №3 (109). — С. 106-109.
  • Максимова А. С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей му- зеев // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2014. №39. С. 157-188.
  • Максимова А. С., Рюмина С. А., Лобанова Л. В. Руководство по исследованиям посетителей музея. М. : Политехнический музей, 2016.
  • Самутина Н. В., Запорожец О. Н. Свой среди других: антропология нормы в пространстве царицынского парка // Царицыно. Аттракцион с историей / Под ред. Н. Самутиной и Б. Степанова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 143-187.
  • Сас Я. Исследования посетителей как ключевой инструмент для управления музеем // Музей. 2015. No 8. С. 19–22.