• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участница научно-учебной группы Ксения Комоза рассказала о своем опыте в выездной школе в Эстонии

В феврале один из участников нашей Научно-учебной группы, Комоза Ксения, студентка 2 курса программы «История» стала участником 8 Международной Зимней школы «People and Territories : Biopower and Geopolitics in the Black Sea and the Caucasus», которая проходила в Эстонии.  Школа была организована совместно с Университетом города Тарту.  

Концепция школы «Escapes from modernity» заключается в возможности исследовательской практики в пространстве вне города, вне «urban society». Зимняя школа предполагает побег из города, в отдалённую спортивную базу, где после дискуссий, презентаций и разборов case studies у каждого была возможность провести время, взаимодействуя с природой – зимней и безлюдной. В таком специально сконструированном уединении группа могла взаимодействовать не только в лекционной аудитории, но и в походах через лес к смотровой вышке или, к примеру, в Эстонской бане у озера.

В основном, поле дискуссий можно разделить на три основные темы – обсуждение оптики, которую предлагает биополитика (как власть над биологическим «телом», которая исходит от Государства), разговор о возможностях семиотического подхода в исследованиях и обсуждение Эстонии и её особенностей. 

Концепция биополитики тесно связана с работами Мишеля Фуко. Эта оптика предлагает рассмотрение власти государства как власти над телом, именно над каждым индивидуумом и его биологической оболочкой. Модификации тел спортсменов посредством допинга для триумфальных выступлений на благо государственной гордости, стройные шеренги армий в XX веке, даже медицинские теории и практики XIX века превращаются в объекты этих исследований. Также на Школе был рассмотрен case биополитики в Искусстве: модификации над телом Петра Павленского («Body of protest: Biopolitical art») и других художников – перфомансистов, которые считали своей целью «рассказать» о чём-то важном при помощи своего тела. Свои доклады представляли Сергей Медведев (ВШЭ) и Андрей Макарычев (University of Tartu).

Важно напомнить, что Тартуский Университет в Советский период являлся центром школы семиотиков, а на спортивной базе, где проходила Зимняя Выездная Школа, Ю.М. Лотман и другие исследователи точно так же вели дискуссии и занимались спортом.  Так, продолжая традицию семиотической школы, преподаватель с Тартуского университета Ольга Богданова (University of Tartu) рассказала о символике массовых мероприятий и праздников. После каждого доклада другие исследователи участвовали в дискуссиях. Также мы обсуждали Эстонию: жизнь русскоязычных школьников и студентов, меры государственного контроля над процессом получения гражданства (а также само понятие «гражданство» в современном обществе и различные самоидентификации). Также был поднят вопрос о возможности интеграций сообществ, как и в Имперском мире XIX века, так и в современных реалиях, а также вопрос существования диаспор. 

В последний день участникам Школы предоставили возможность провести день в Тарту, где городское пространство тесно связано с университетским (возможно даже, где университетское сообщество в какой-то степени определяет жизнь города). Университет был основан в 1632 году ещё на территории Ливонии. Далее он прекращал своё существование в XVIII веке, и снова стал функционировать уже в составе Российской Империи. До конца XIX века университет был преимущественно германоязычным. Далее преподавание в разные периоды велось и на русском и на эстонском языках.Тартуский университет также известен, как место функционирования Тартуской школы филологии, культурологии и семиотики Ю.М. Лотмана.

Комоза Ксении, участнице нашего НУГа, удалось активно поучаствовать в дискуссиях о развитии концепта мужественности и культа «сильного, спортивного, здорового» тела XX века, что соприкасается с её исследованиями, а также познакомиться с университетской культурой Тартуского Университета. Всем участникам Школы были выданы дипломы университета Тарту с перезачётом учебных кредитов.