• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репортаж о научной экспедиции в музеи университета Коимбры (Португалия)

С 6 по 10 мая состоялась музейная экспедиция научно-учебной группы "Музей истории университета". Участники НУГа, студенты бакалвриата и магистратуры Школы исторических наук НИУ ВШЭ, под руководством страшего научного сотрудника ИГИТИ Александра Русанова и ведущего научного сотрудника ИГИТИ Киры Ильиной посетили музеи университета Коимбры и представили репортаж о своей поездке.

Университет Коимбры был основан в 1288–1290 гг. и вплоть до начала XX века оставался единственной высшей школой как самой Португалии, так и всех её колоний. Его история является неотъемлемой частью португальского национального мифа, в котором Коимбра традиционно предстаёт не только как интеллектуальный центр страны, но и как её «душа», «самый португальский город». Подобная двойственность не могла не наложить отпечаток на репрезентации академического прошлого в музейных и прочих академических пространствах. Кроме того, университет Коимбры – до сих пор важнейший культурный центр всего лузофонного мира. Его административное устройство, система образования и традиции (как официальные, так и неофициальные) были избраны в качестве образца для других высших школ Португалии и ее бывших колоний: Бразилии, Анголы, Мозамбика, Кабо-Верде. 
В задачи музейной экспедиции входило не только знакомство с музейными экспозициями, изучение истории их формирования и отражения жизни университета в туристических справочниках и гидах, но и включенное наблюдение, проведение кратких интервью с музейными сотрудниками, студентами, преподавателями. Достижению намеченных целей способствовал тот факт, что экспедиция проходила во время традиционного студенческого торжества сожжения ленточек (Queima das fitas) в честь окончания учебного года. Его празднование охватывает все городское пространство и продолжается более недели. Успешно достигнутые результаты позволили проанализировать функционирование различных типов университетских музеев, их включение, наряду с улицами города, в живое академическое пространство и их восприятие студентами и преподавателями. 
Университетские музеи Коимбры могут быть объединены в три группы, каждая из которых была исследована участниками экспедиции. 
К первой группе относятся исторические университетские здания XVI–XVIII вв., объединенные в музейный комплекс Universidade de Coimbra – Alta e Sofia и вошедшие в 2013 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он состоит из двух частей. Первая – это так называемый Дворец школ (Paço das Escolas) – перестроенное здание бывшей королевской резиденции, переданной университету в XVI в. Он расположен в Верхнем городе (Alta), и его башня с часами видна почти из любой части Коимбры. Наряду с самим дворцом, в его состав входит Библиотека, украшенная в стиле рококо по указанию короля Жуана V в 1717–1728 гг., и ренессансная капелла архангела Михаила. Второе ядро комплекса – улица Софии, вблизи которой расположен ряд зданий бывших университетских коллегий XVI–XVII вв. (в большой части из них расположены факультеты университета).
Данный комплекс – главная туристическая достопримечательность Коимбры, ежедневно привлекающая сотни посетителей со всего мира. Им предлагается три варианта маршрута, действует несколько магазинов сувениров. В то же время это – органичная часть действующего университета. (Нужно отметить, что вход в практически все здания университета – как старые, так и новые – открыт для любого желающего.)  Ни один из основных объектов данного комплекса не содержит специально созданной экспозиции: посетителям демонстрируются действующие университетские пространства, полностью сохранившие историческую обстановку, но не исключённые из академической жизни. Так, в старинном Актовом зале (Sala dos Capelos) до сих пор проводятся торжественные мероприятия, во дворе Дворца совершаются как официальные традиционные шествия, так и неофициальные студенческие праздники. Более того, в исторических зданиях ведутся занятия юридического факультета, расположен ректорат и другие университетские административные службы. Можно сказать, что в часть экспозиции «превращаются» и сами студенты, многие из которых ежедневно (а не только во время праздников) носят традиционные университетские мантии, вид которых восходит к периоду позднего Средневековья. Эту двойственность модусов использования пространства, одновременно мемориального и живого, можно охарактеризовать как одну из важнейших черт жизни рассматриваемого университета. 
Ко второй группе музеев, которую посетили участники экспедиции, относятся несколько подразделений Музея науки университета Коимбры. Функции их различны. Часть из них (например, Ботанический музей) не рассчитана на внимание туристов и используется в учебных целях. Основная экспозиция музея, расположенная в историческом химическом кабинете XVIII в. и включающая интерактивные элементы, предполагает своей миссией популяризацию науки среди широкого круга посетителей, в первую очередь – не принадлежащих к университету. Интересен случай Зоологического музея: его экспозиция сохраняет форму коллекций и кабинетов редкостей XVIII-XIX вв. и, хотя отдельные экспонаты и могут использоваться в учебных целях, он в большей степени является музеем истории науки. 
Особый интерес в свете задач научно-учебной группы представляла третья группа, представленная Музеем академической культуры (Museu Académico). В ходе подробной экскурсии, проведенной сотрудницей музея Грасой Дивиной, участники экспедиции ознакомились с происхождением и эволюцией университетских традиций и праздников, особенностями организации внеучебной жизни студентов (например, музыкальными традициями и спортом), особое внимание было уделено истории взаимоотношений университетской корпорации и горожан. В экспозиции музея отражены различные, даже вызывающие споры эпизоды прошлого португальской академии. Например, в нём выставлен стол Антониу ди Салазара (1889–1970), основателя тоталитарного режима Нового государства – и профессора экономики университета Коимбры. Кроме того, в ходе интервью, взятого участниками экспедиции, Г. Дивина рассказала об истории музея, принципах формирования его коллекции и месте в административно-финансовой структуре университета. Само название музея связано со специфическим словоупотреблением, характерным для Коимбры: понятию «Университет» (Universidade), связанным с учебными занятиями и зданиями, противопоставляется «Академия» (Academia) – жизнь студенческих сообществ, традиции которых зачастую восходят к Позднему Средневековью и Раннему Новому времени. Музей был создан в середине XX в. именно Академической ассоциацией Коимбры, однако в начале XXI в. по причине финансовых трудностей, приведших к приостановке его деятельности, был передан под управление ректорату университета. Экспозиция музея, состоящая в основном из частных пожертвований,  в гораздо меньшей степени ориентирована на туристов. 
Музей академической культуры сложно назвать популярным не только среди гостей города, но и среди студентов. Об этом свидетельствуют интервью, взятые участниками проекта.  При этом почти все отраженные в нем области академической (в коимбрской терминологии) деятельности – не только живы, но и становятся предметом многочисленных обсуждений. Так, противники системы студенческих традиций (т.н. antipraxistas) подчеркивают, что наряду с мантиями, красочными праздниками и шествиями (к слову, дополнительно способствующих привлечению туристов в город и университет), Praxe подразумевает наличие жесткой иерархии и систематические унижения студентов-новичков со стороны старшекурсников. Сторонники данной позиции отказываются в том числе и от участия в праздничных шествиях, а также концертах и прочих мероприятиях, сопровождающих Сожжение ленточек. Ярким проявлением подобных споров являются многочисленные граффити, покрывающие стены домов в старинных кварталах Коимбры и резко критикующие Praxe. Последовательными противниками подобных традиций являются члены так называемых «республик» – самоорганизованных и самоуправляемых общежитий, история многих из которых восходит еще к XIX – началу XX в. Становятся предметом дискуссий и отдельные элементы праздника. Так, после протестов защитников животных в 2018 г. во время праздника сожжения ленточек впервые не проводился гаррайаду, португальская разновидность боя быков. 
Принятие во внимание широкого контекста интерпретаций прошлого студентами и сотрудниками университета Коимбры и разнообразия путей использования университетских и городских пространств позволило участникам экспедиции проследить многообразие ролей музеев в жизни португальской высшей школы. Наряду с привлечением туристов (и, соответственно, дохода) и выполнения учебно-научных  задач, они отражают представления университетской корпорации о себе самой, не всегда соответствующие «официальным» образам – запечатленным, к примеру, на монументальных фресках и мозаиках периода тоталитарного Нового государства. Представления,  отраженные в институализированных музейных пространствах, органично дополняются «неинституацилизированными» местами памяти, современными граффити и т.п., чему способствует отсутствие строго разделения «функционального» и меморативного пространств, а также активное включение исторических зданий в современные официальные и неофициальные практики.
Результаты работы музейной экспедиции научно-учебной группы будут в дальнейшем обобщены и более подробно изложены в готовящихся научных статьях и докладах.
Автор: Александр Русанов
Фото: Кира Ильина, Александра Королева, Олег Баженов, Григорий Волчков, Алексей Изосимов, Александр Русанов