• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Gentleman's Magazine Vol. 6. Jun. 1736. P. 358

Выдержка из письма к Царице от фельдмаршала Князя Миниха.

Варшава, 20 мая.
Главный корпус Татар расположился напротив нашего правого крыла, напротив казаков. 8-го я отправил 5 крупных отделений для преследования противника, чья армия состояла из 100 тысяч  человек и встала лагерем невдалеке от [лагеря] Сергея Голицына[1], но в 20-ти лигах от нашего. [Противник] под командованием татарского хана лично объединился с князьями крымских татар.

5 отделений, продвинувшись немного дальше чем нужно, были окружены и атакованы 30-ью тысячами татар, но оборонялись с большой храбростью, до тех пор, пока я не отправил им отделение с конницей, пехотой и небольшим количеством пушек, которые с очень небольшими потерями вынудили татар отступить.

После этого враг отступал с той же скоростью, с которой мы продвигались; так что каждую ночь мы приходили на ту самую землю, где они утром сняли лагерь. 15-го армия начала марш, когда татары атаковали нас с фронта и тыла. Я нашел не соответствующим огонь из огнестрельного оружия пехоты, но обстрелял их [татар] из пушек с такой яростью, что они были обращены в беспорядок и были отброшены с потерями; мы продолжили наш марш, и прошли сквозь них по направлению к Перекопу, атакуя их по пути, так что они отступили в большой спешке, за свои позиции; и мы встали лагерем без всяких препятствий в поле зрения этой крепости. 16-го мы отдыхали, но на следующий день я продвинулся с армией под самые орудия Перекопа; на что татары ответили яростной вылазкой со своих позиций; но были отброшены нашими казаками. 18-го и 19-го я предпринял ложную атаку на правое крыло врага, что вынудило их переместить их основные силы туда, и я, воспользовавшись преимуществом, обстрелял Перекоп.

Вчера, после заката, я снял лагерь и с армией маршировал всю ночь, незамеченный врагом к левому крылу врага: точно тогда, когда Хан был на утренней молитве, мы атаковали их позиции, и в 4 часа утра выдавили их после упорного сопротивления; они были чрезвычайно сильны, обладая рвом 48 локтей в ширину и 16 в глубину, каменными укреплениями с башнями, приблизительно в выстреле пушки друг от друга; но к божьей радости мы обрели победу, что еще лучше от того, что мы заняли оные позиции, взяв штурмом 5 из 8 башен, и 70 процентов пушек. Хан покинул позиции, и его армия последовала в большом беспорядке.

Записка.
Армия графа Миниха состоит из 30 тысяч  казаков и калмыков, 55 эскадронов и 80 батальонов русских, которых можно считать не хуже  солдат любой другой страны мира; обладая лестницами слишком короткими для штурма вражеских укреплений, они связали вместе рогатки[2] и таким образом вскарабкались наверх, несмотря на дождь из стрел и копий со стороны татар.

После боя генерал взял позиции и форты Перекопа и вместе с армией вступил в Крымскую Татарию.

Перевёл Ткачук Андрей Александрович

Оригнал


[1] В 1736 году его отец, князь Дмитрий Михайлович, был арестован, обвинён в подготовке заговора и заключён в Шлиссельбургскую крепость. Находившийся при дворе императрицы Анны Иоанновны князь Сергей Голицын, также попал в опалу и был отправлен губернатором в Казанскую губернию.

[2] Лёгкое оборонительное заграждение, предназначенное для защиты от кавалерии. Конструкция из перекрещенных и скреплённых (связанных) между собою деревянных бруса и кольев (обычно заострённых).