The Gentleman's Magazine. 1793. Aug. Vol. 63. P. 755
Зарубежные новости
Варшава, 20 июля. Судьбу Польши, судя по всему, уже не изменить. В понедельник 15-го июля депутаты провели свою вторую конференцию с российским послом и передали ему меморандум, который они попросили доставить императрице. Он отказался сделать это и прислал в Сейм записку с угрозами, в которой он настаивал на подписании и ратификации договора о союзе[1] и торговле между Россией и Речью Посполитой. Кроме того, он потребовал, чтобы депутаты получили полное право сделать то же самое.
Записка была прочитана на заседании в тот же день (15-е число), после чего Сейм согласился на отсрочку заседания до 30-го числа, но отказался подчиниться пожеланиям российского посла в отношении договора об альянсе. Этот договор, проект которого депутаты представили в этот день в Сейме, состоит из 10 статей и включает определенные преимущества, ради которых надо будет пойти на некоторые жертвы. Польский народ сможет выбрать форму правления, которую он считает наиболее соответствующей его интересам, кроме той, которая была предложена 3-го мая 1791 года, но взамен должен быть полностью, как этого потребовали 9-го апреля, ратифицирован договор о разделе территории между петербургским и берлинским дворами.
В результате отказа Сейма подписать договор, 16-го числа российский посол отправил туда записку равнозначную официальному объявлению войны. В ней он написал, что если депутатам не будут переданы полномочия, которые были запрошены для них 17-го числа, он будет вынужден передать под военное управление имущество и жильё членов Сейма; и хотя Король выступает за противоположную партию, к королевским владениям будут применены те же меры.
Вследствие этих угроз Сейм по совету короля, который с горечью предвидел последствия тщетного сопротивления, уступил, и резолюция была принята большинством в 69 против 20 голосов; вместе с тем было внесено несколько протестов по поводу этого решения. Польша, таким образом, должна подчиниться своей судьбе, в то время как вся Европа сохраняет полное молчание.
Город Гродно заблокирован иностранными войсками, и никто не может покинуть его без паспорта, выданного российским послом, или даже выйти на прогулку. Граф Сиверс[2] предложил иностранным министрам их паспорта, но дипломаты отказались от его предложения, как от противоречащего принципам свободы и уважения.
Перевод и комментарии: Екатерина Воронина
[1] alliance (англ.)
[2] Граф Я.Е.Сиверс – русский государственный деятель, чрезвычайный и полномочный посол в Польше в 1792-1793 гг.