• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Gentleman's magazine. 1739. Vol. 9. Mar. Р. 163

Зарубежные события за март 1739 г. 

Французский посол недавно пытался договориться с Султаном по поводу заключения мира с Императором [Священной Римской империи] и Россией, на что было отвечено, что переговоры напрасны, разве что Вена уступит Имперскую Валахию, Оршова[1] и зависимые от нее земли, часть Сербии между Моравой и Тимоком[2], и разве что Россия восстановит Азов и исполнит условия Прутского мира[3]; то, что русские ушли из Очакова, еще ничего не значит, ибо русские не покинули бы крепость, если бы считали, что смогут ее удерживать. Оттоманские армии, собранные, чтобы противостоять имперским и русским войскам, насчитывают более 200.000 человек. Великий Визирь, который отрубил голову Вели-паше, сераскиру Бендер[4], должен взять с собой великое знамя Магомета, которое не покидало церкви Святой Софии (ныне Мечети) последние сто лет. Визирю льстит, что теперь он будет великими Завоевателем. Но если персы снова объявят войну Порте, ему предстоит довольствоваться оборонительной кампанией. Не вызывает сомнений, что они [турки] обращают людей в свою веру силой, чтобы пополнить ряды своей армии, что противоречит их Закону[5]; на будущее время они хотят использовать штыки, что противоречит их прежней практике. В добавление к этому пять командиров-пашей, три из которых находятся в Венгрии и два других на Днестре были вызваны во дворец, где были приговорены к смерти и казнены, а их тела выброшены в море. Похоже, турки настроены карать собственных офицеров с той же жестокость, с которой они намерены действовать против Врага.

Что же касается его Императорского Величества  [императора Священной Римской империи Карла VI], то у него не проходит и дня без заседания Большого совета, и он выглядит весьма смущенным в свете нынешней ситуации. Он не знает принять или отвергнуть условия, на которых настаивают турки. Прошлые две кампании были столь безуспешны, что он все больше боится третьей, в особенности, из-за того, что он не может положиться на русскую  армию, которая, если бы он так не нуждался в деньгах, была бы в его распоряжении. Свежие силы, которые он может привести в Венгрию, боясь то ли чумы, то ли врага, разбегаются сразу по прибытии, или мрут от усталости. Ветеранов же повыбили вражеские клинки, эпидемия или другие невзгоды. 

Перевод и комментарии: Олег Захаров

Оригинал

 


[1] Город в Румынии на берегу Дуная.

[2] Реки на Балканах.

[3] Условия Прутского мира 1711 г. гласили, что помимо демилитаризации южных границ Россия должна отказаться от территориальных претензий к Польше и Швеции.

[4] Сераскир — главнокомандующий в турецкой армии.

[5] Это отсылка к цитате из Корана (2:256), которая гласит, что нет принуждения в религии.