• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Scots Magazine. 1750. Vol. 12. Aug. P. 387-388



Зарубежная хроника. Август

В частных донесениях из Константинополя в Марсель говорится, что на 15 августа было назначено заседание великого дивана[1], на котором предполагалось принять постановления различной важности. Одновременно, в письмах из Петербурга отмечается прибытие экспрессом 20 июля губернатора Киева[2] по причине того, что хан крымских татар[3] внезапно отправился в Константинополь вследствие приказа великого султана[4]; а также потому, что паше[5] Бендер[6] было поручено перевести доверенную ему местность в оборонительное положение и пополнить склад боеприпасов с незамедлительно, пока будет происходить увеличение его гарнизона весьма существенным количеством янычар[7]. <…>

Последние известия из Варшавы и Петербурга, кажется, предвещают скорое восстановление Эрнеста Бирона в качестве герцога Курляндии. Также уверяют, что его Польское Величество по просьбе поляков написал письмо Императрице России, настоятельно упрашивая ее предоставить ему полную свободу действий, дабы покончить с этим. Сейчас сообщают, что ее Императорское Величество больше расположена устроить новое голосование в пользу старшего сына того вельможи [Бирона].

Из Петербурга пишут, что были установлены некоторые нормы для уничтожения того опасного развращения нравов, которое там широко распространено, как и в других частях Европы. Вследствие этого, все публичные дома[8] столицы были выявлены и закрыты. Что до обнаруженных в этих домах женщин, многие из которых были местными, они были отправлены в исправительные учреждения, а те, которые были представительницами других национальностей, были посажены на борт судна и увезены за границы Империи. В дальнейшем, если мужчина производит на свет ребенка от одинокой женщины, он обязан либо жениться на ней, либо отправиться на работу в шахтах на границах Великой Татарии[9]. Женщина в свою очередь, независимо от ее социального положения, также обязана выйти замуж за мужчину, с которым она имела счастье разделить ложе, или довольствоваться тем, что проведет остаток своей жизни в монастыре или работном доме. Согласно письмам из Ганновера, дипломатический курьер от М. Гая Диккенса[10] – британского посла в Петербурге – доставил объявление, сделанное тому послу великим канцлером Бестужевым, в котором говорилось, что, несмотря на то что ее Императорское Величество рассматривала вопросы об увеличении количества войск в Ливонии до 100 тысяч человек,  она, тем не менее, временно приостановит исполнение этого приказа; и только поведение Швеции – будь то оскорбление любой из держав или малейшее стремление потревожить мир на Севере – может обязать ее действовать подобным образом. Его Британское Величество в письмах к Императрице отметил, какое удовольствие доставило ему подобное воззрение. Совет адмиралтейства обнародовал официальное объявление, по которому в дальнейшем надлежит строже наблюдать за торговыми судами, вступающими по правилам принятого в 1737 году морского устава в русские порты. Особое внимание должно быть уделено  третьей и девятнадцатой статьям, в которых говорится, что при вставании судна на якорь в определенном порту капитан обязан предоставить таможенным инспекторам список находящихся на борту пассажиров и членов экипажа, точное количество груза без сокрытия чего-либо под угрозой наказания по законам морского права России. Все капитаны иностранных судов, входящие в любой порт империи, также должны предъявить военно-морскому министерству или назначенным от него чиновникам перевезенных ими пассажиров и таких, которые хотят уехать с ними из Империи. Неисполнение этого будет караться выплатой штрафа в размере пятидесяти крон. Если капитан судна возьмет на борт любого человека, обвиненного в тяжком уголовном преступлении или других тяжких судебно-наказуемых проступках, заранее зная об этом, он должен будет получить наказание, тождественное наказанию преступника, а его корабль будет конфискован. 

Оригинал

Перевод и комментарии: Ерамова Людмила

 


[1] Государственный совет Османской империи, высший орган исполнительной или законодательной власти.

[2] В 1750 году генерал-губернатором Киева был Леонтьев Михаил Иванович (1672-1752).

[3] В 1750 году крымским ханом был Арслан Герай (1692-1768) из династии Гераев.

[4] В 1750 году султаном Османской империи был Махмуд I (1696-1754).

[5] Титул в Османской империи, использовавший для обозначения военачальников.

[6] Ныне город в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, который с 1538 по 1812 принадлежал Османской империи, после заключения Бухарестского мирного договора в 1812 году отошел к Российской Империи.

[7] Название элитных корпусов пехоты вооруженных сил Османской империи, состоявших из профессиональных воинов.

[8] В оригинале употреблено выражение «houses of ill fame» (букв. дома с дурной репутацией)- устойчивый эвфемизм для обозначения публичного дома, борделя.

[9] Географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе для описания обширных территорий от Каспия и до Тихого океана.

[10] С 1749 по 1755 Мельхиор Гай-Диккенс исполнял обязанности посла Великобритании в России.