• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В рамках XV Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества старший научный сотрудник Центра Е. С. Корчмина выступила на тему "Собираемость по подушной подати как показатель «state capacity» России XVIII века (на примере Переславль-Рязанского уезда)"

В настоящее время исследователи выделяют несколько видов «дееспособности государства», в зависимости от того, какую функцию государство выполняет, но наибольшее внимание уделяется двум составляющим: возможности государства изымать материальные ресурсы у населения на протяжении длительного времени без разорения последнего (фискальные способности – fiscal capacity), и возможности обеспечить соблюдение «контрактов» (правовые возможности – legal capacity).

Оценка фискальных возможностей государства по сбору налогов как ключевого фактора формирования государственных институтов имеет давнюю историю (Шрумпетер), и является центральным для современной исторической социологии, в первую очередь, для работ Чарльза Тилли, а также Маргарет Леви. 

Каким образом можно оценить фискальные возможности Российского государства 18 века?

Мы предлагаем ответить на этот вопрос применительно к прямому налогу (подушной подати), и оценить путем определения уровня недоимок, т.е. несобранных подушных сборов.

Общие цифры о недоимках по подушной подати, введенные в научный оборот, нельзя признать удовлетворительными, поэтому на основании архивных данных была собрана уникальная база данных по Переславль-Рязанскому уезду Переславль-Рязанской провинции Московской губернии для периода с 1727 и 1755 гг, включающая в себя информацию о уплате/неуплате подушных сборов для  1323 (до 1747 года) и 1413 (после 1747 года) поместьях.

Единицей наблюдения было поместье, которое обладало рядом характеристик: информация о владельце (чин, пол и т.д.), размер окладной суммы, размер неуплаченных/уплаченных налогов, природные характеристики (наличие реки, почвы и т.д.), и другими.

Тестировались следующие гипотезы:

- есть ли связь между развитием рынка (под индикаторами развития рынка мы понимали: выдача паспортов, наличие крупных рек и трактов)  и уплатой подушной подати?

- есть ли связь между чином и материальным статусом помещика и уплатой подушной подати?

- как влияли применяемые меры фискального насилия (посылки, арест крестьян и помещиков) на вероятность уплаты подушной подати?

Предварительные результаты:

Материалы Переславль-Рязанского уезда демонстрируют, что государство смогло наладить устойчивый и высокий сбор налогов, более того «богатые» платили в целом лучше. Последнее замечание несколько противоречит сложившемуся дискурсу о том, что «знатные» уклонялись от налогов. Система сбора налогов была организована таким образом, что государство использовало не столько жесткие меры фискального насилия, сколько угрозу насилия.