• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

2 апреля на XV Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества на сеccии "Логика институционального развития: государство, идеология и информация в России Нового времени" выступил директор Центра источниковедения И. И. Федюкин с докладом "Феномен «прожектерства» и формирование государства раннего нового времени в России: пример первых петровских школ"

Появление в России современной светской школы привычно – и совершенно справедливо – связано и в отечественной историографии, и в общественном сознании с именем Петра I, с петровской эпохой. На заре петровской эпохи мы видим школу, с точки зрения организационной структуры, по сути, средневековую; школу, страдающую от недофинансирования, размещенную в случайных помещениях и с трудом набирающую себе учеников, вполне обоснованно сомневающихся – а сулит ли школьное образование им какие-то выгоды с точки зрения их будущей карьеры? К началу же екатерининского царствования в России имеется уже несколько школ, мало отличимых по ключевым своим параметрам от модерных училищ XIX столетия: сложная организационная структура этих школы закреплена в подробных регламентах; многочисленные сотрудники имеют четко обозначенную функциональную специализацию и выстроены в строгую бюрократическую иерархию; детальные инструкции, нацеленные на социальное дисциплинирование, предписывают подробнейшую регламентацию и учебного процесса, и повседневной жизни учеников; сами ученики размещены в  обособленных зданиях,  где учителя и воспитатели пытаются обеспечить тотальный контроль за их поведением; школа плотно вошла в жизнь имперской элиты, для существенного сегмента которой обучение в таких училищах стало неотъемлемой частью карьерной траектории. Говоря коротко, история светской школы в России в первой половине 18 века – это несомненная история успеха рационального, бюрократического петровского государства в деле форсированной модернизации российского социального и институционального ландшафта.