• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старший научный сотрудник Центра Майя Лавринович выступила на международной конференции "Идеал воспитания дворянства в Европе (XVII - начало XIX вв.)" в Германском историческом институте в Москве на тему «… вы найдете в господах ваших покровителей, а в вверенных вам детях – друзей…»: как готовили «новую породу» гувернанток для дворянских детей в начале XIX века"



В 1808 году распоряжением императрицы Марии Федоровны в Московском Воспитательном доме был открыт «класс наставниц» с целью подготовки домашних учительниц, способных заменить иностранных учителей в дворянских семьях. Открытие и первые выпуски этого класса состоялись на фоне националистического дискурса начала XIX века, когда необходимость трансляции юношеству «национальной» истории и языка рассматривалась как первоочередная задача воспитания и образования. В документах Московского Опекунского совета отложились дела о первых выпусках наставниц, а также сведения о провинциальных дворянах, просивших прислать наставниц в их семьи. Потребности дворянства предопределили род занятий и сформировали социальную идентичность некоторого числа воспитанниц-сирот, не имевших представлений ни о дворянском образе жизни, ни о жизни в семье. Однако именно они должны были транслировать идеалы дворянской культуры в среду провинциального дворянства.