• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
О так называемых «Змеиных богинях» Крита периода «новых дворцов»

Зинченко С. А., Солька А. А.

В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Доклад О.Е. Русиновой «Три тела короля. Конная статуя Жозе I в Лиссабоне (1775)»

Мероприятие завершено
8 апреля 2015 г. (среда) в 18:00 состоится очередное заседание научного семинара Школы исторических наук. С докладом на тему «Три тела короля. Конная статуя Жозе I в Лиссабоне (1775)» выступит канд. искусствоведения Ольга Евгеньевна Русинова (Российский государственный гуманитарный университет / Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Аннотация доклада. Великое землетрясение 1755 года изменило жизнь Португалии и ее столицы — Лиссабона. В процессе реконструкции сформировался новый регулярный облик города, его топонимика увековечила политические и экономические реформы, предпринятые для скорейшего восстановления государства. Центральная роль в этом процессе отводилась главной площади, сменившей название с Дворцовой на Площадь Коммерции. Программа реконструкции отвечает новым особенностям правления и государственного ритуала: король остается в пригородной резиденции, королевские покои на площади снесены. В центре площади решено поставить королевскую статую в знак постоянного пребывания монарха среди подданных - символического присутствия королевского тела.

В разработке ансамбля площади и, в частности, статуи, архитектор обращался к французской идее королевских триумфов, связанной с политико-теологической доктриной dignitas, или харизмы короля. Однако трансфер французской традиции XVII века в Португалию эпохи Просвещения порождает пустую форму, доступную для наполнения новыми комплексами значений. В 1775 году инициатор проекта памятника и автор национальных реформ Первый министр маркиз Помбал в день рождения монарха дарит ему новое тело - инаугурацию конной статуи. В течение пяти лет работы над статуей скульптор Машаду де Каштру пытался усовершенствовать первоначальный проект. Затея изменить иконографическую программу памятника встретила сопротивление, и в результате его деятельность ограничилась формированием художественных акцентов. Второе тело короля, предложенное скульптором, осуществлено не было. В завершение работы над памятником Машаду де Каштру предпринял еще одну, достаточно неожиданную, попытку: он пишет оду, в которой идет речь о достоинстве художника и образе монарха. Сопоставление оды с памятником позволяет выявить в тексте попытку сформировать третье тело короля — создателя Истории.

Заседание семинара пройдет по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход по пропускам. Для заказа разового пропуска просьба обращаться по адресу ddobrowolski@hse.ru.