• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
Церковь Испании и Рим в зеркале "Истории Испании" Альфонсо Мудрого

Марей Е. С.

В кн.: Историк и власть, историк у власти: Альфонсо Х Мудрый и его эпоха (к 800-летию со дня рождения). СПб.: Издательство «Альма Матер», 2024. С. 376-387.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

"Тоска по подвигу. Хранители памяти о Зое Космодемьянской в сегодняшней России" - научный семинар на факультете истории (кампус в Санкт-Петербурге)

Мероприятие завершено
17 октября в 18.00 в рамках регулярного научного семинара «Границы истории» Центра исторических исследований и Факультета истории (ВШЭ-Санкт-Петербург) состоится первое сетевое заседание семинара с участием Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий и преподавателей и студентов Факультета истории (ВШЭ-Москва). На семинаре выступит Джонатан  Брукс  Платт, профессор Питтсбургского университета с докладом на тему: «Тоска по подвигу. Хранители памяти о Зое Космодемьянской в сегодняшней России».
Адрес проведения семинара в Санкт-Петербургском кампусе – ул. Промышленная, д. 14 а, ауд.323 В Московском кампусе – ул. Петровка, д. 12, ауд. 208 

История и иконография Зои Космодемьянской чреваты амбивалентностью, которую можно рассматривать, как колебание между двумя отношениями к насилию и к гендеру.  С одной стороны, Зоя – девичья жертва зверского насилия, образ которой использовался для возбуждения ненависти и агрессии мужчин.  Но, с другой стороны, такой дискурс виктимизации не сочетается с понятием подвига в смерти Зои.  Здесь ее образ скорее выходит за пределы гендера и испытанное ей насилие само становится источником силы и возможно даже экстаза. 

 

Эта амбивалентность постепенно стирается после войны, когда монументализация и феминизация Зои подавляют ее «милитантную», экстатическую сторону. Понятие подвига в советском обществе становится этическим, дисциплинирующим принципом вместо зова к действию.  Но, все-таки, полностью этот процесс не совершился.  Чтобы понять сегодняшнее наследие этой истории, Дж. Б. Платт взял серию интервью у людей, тесно связанных с хранением памяти о Зое. В докладе будут обсуждаться их представления о подвиге партизанки, о ее женственности и мужественности, и о традиции ее изображения.