Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Под науч. редакцией: А. Б. Каменский
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Электронный научно-образовательный журнал "История". 2025.
В кн.: История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сб. статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (22–25 октября 2024 г.). М.: ИРИ РАН, 2024. С. 495-500.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
"К этим экскурсиям присоединяются прохожие и местные жители, а смотрители в музеях, пробиваясь через толпу слушающих, задают множество вопросов нашим лекторам о тех произведениях искусства, которые они уже на протяжении множества лет оберегают от неосторожных рук и ярких вспышек объективов. Это могло бы быть лучшей рекламой туристического агентства, но это сила знания и обаяния исторического факультета, ведь экскурсии нам проводят профессора, доценты и иногда студенты!
Увидев собор и храм, можно сказать протяжное «красииииво», а можно любуясь архитектурными элементами, описывать особенности этого стиля, проводить параллели между схожими строениями, понимать, как данное архитектурное направление трансформировалось во временных и территориальных рамках. Для кого-то на храме – кокошники и облачка, но только для историков это закомары. Для кого-то в храме есть полукруглая выпирающая стена, но историки не с чем не спутают апсиду. Умение описывать архитектуру, видеть детали, замечать сходства и различия – это не дар и не талант, это бесценные знания, которые передают нам наши преподаватели!
Каждый год студенты первокурсники собирают свои чемоданы, чтобы вместе с наставниками отправиться в весеннюю выездную школу факультета истории, в которой для каждого из них откроется множество нового. Это не путешествие по популярным местам, и вряд ли «Афиша» и «Яндекс. карты» «посоветуют» нам заехать в Лужецкий и Иоанно-Предтеченский монастыри, но нам, студентам, показывают поистине великие строения, поражающие своей мощью и величием. В этом году истфак отправился в еще не изведанные им места, на изучение архитектуры западных областей: в Смоленск, Витебск, Полоцк. Мы переезжали от одного храма к другому, все больше узнавая об архитектуре русской готики, барокко и рококо. Череда соборов и церквей не смешалась в голове у ребят, напротив, возможность исследовать каждый памятник практическим путем «укореняет» его образ так же, как и возможность самостоятельно провести экскурсию для своих сокурсников. Названия архитектурных элементов уже не забываются, а сами собой появляются в мыслях только при виде памятников русского зодчества. Нет способа лучше изучать монументальное искусство, чем ощущать мощь строения, смотреть на него с различных ракурсов, определять сколько столпов в храме, задумываться, почему мастера прибегли к определенному приему и встречается ли он где-то еще.
Благодаря нашим потрясающим преподавателям, неустанно открывающим для студентов все новые и новые высоты, раскрывающим тайны подпружных арок и парусов, студенты научились «читать» архитектуру, что представляет собой не только неотъемлемое умение историка, но и качество по-настоящему образованного человека. Лев Карлсович Масиель Санчес, Олег Сергеевич Воскобойников, Андрей Юрьевич Виноградов и Андрей Александрович Исэров не только проводили экскурсии и помогали делать это студентам, но и ежедневно читали лекции в рамках курса истории искусства. Все это не прошло зря: все узнали, что такое храм-корабль и ломбардская ползучая арка, чем отличается закомара от полуглавия, особенности краковского и виленского барокко, наконец, почему на Успенском соборе Смоленска пять куполов.
В душе каждого по-своему отозвалась поездка в Катынь, обойти стороной которую было бы непростительно. Огромную благодарность выражают все, студентам четвертого курса, занимающимся историей Второй мировой войны,
Арсению Старкову и Ире Махаловой за проведение экскурсии по мемориальному комплексу Катынь, за рассказ об этой трагедии в истории…"
http://vk.com/hsehistory - ссылка на группу
http://vk.com/album-25185723_190416658 - ссылка на альбом