• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама

Под редакцией: Д. В. Дубровская, С. А. Зинченко

М.: Институт востоковедения РАН, 2024.

Глава в книге
Не просто монстры: на лицо ужасные,нужные внутри. Монстрообразные изображения в искусстве Передней Азии

Зинченко С. А.

В кн.: Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама. М.: Институт востоковедения РАН, 2024. Гл. 2. С. 61-83.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

"Capital Punishment in Early Modern Russia: Ritual, Ideology and Violence (1649-1725)" – доклад профессора Нэнси Ш. Коллманн

27 октября 2010 на факультете истории прошло первое заседание научного семинара, на котором с докладом на тему "Capital Punishment in Early Modern Russia: Ritual, Ideology and Violence (1649-1725)" выступила профессор Стэнфордского университета (США), известный историк, Нэнси Ш. Коллманн (Nancy S. Kollmann).  Заявленная тематика вызвала интерес не только среди студентов и преподавателей ГУ-ВШЭ, но и в широких кругах исследователей, специализирующихся на проблематике раннего нового и нового времени.

Центральная проблема, которая поставлена в докладе проф. Коллманн, связана с выявлением специфических черт и характеристик общества допетровской России, а также способов его взаимодействия с властью. Проф. Коллманн отталкивается от существующей в историографии точки зрения о доминировании в нем насилия, бывшего следствием деспотизма власти. Привлекая  законодательные и судебно-следственные материалы второй половины XVII - первой четверти XVIII вв.,  она  убедительно доказывает, что в допетровской России система отправления правосудия и пенитенциарная практика  не была нацелена на устрашение подданных. В сравнении с Западной Европой она отличалась значительно меньшей степенью ритуализированности и жестокости.  Наказание и смертная казнь (как один из его видов) были нацелены на восстановление правосудия и правопорядка (а в более широком смысле – и миропорядка), защита которых полагалась в качестве одной из основных сакральных функций царя. Ее недостаточное, с точки зрения общества, осуществление включало механизмы «узаконенного насилия» (legitimate violence),  одним из проявлений которого выступал бунт и прямое неповиновение. Предпринятый в докладе проф. Коллманн детальный анализ событий «соляного бунта» лета 1648 г. наглядно демонстрирует, что прямой контакт между царем и подданными и проявление насилия со стороны последних в случае игнорирования властью их требований, рассматривались обеими сторонами как вполне легитимные действия.

Секуляризация власти в первой четверти XVIII в. привела к выстраиванию нового, «рационального», типа взаимоотношений между властью и обществом. В свою очередь это привело к ужесточению системы наказаний в России указанного периода.   

Доклад проф. Н. Коллманн вызвал оживленную дискуссию, в рамках которой были подняты вопросы, касающиеся перспектив компаративного изучения института смертной казни в России, типов существовавших наказаний, переводимости концепта «violence» и поиска его смысловых соответствий в исследуемый период и т.д.

Фотографии с семинара: