Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Холматов Т. К., Собисевич А. В.
Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2025.
В кн.: Наука и общество в XX-XXI веках: в двух частях. Т. 1,2: Наука и общество в XX-XXI веках I; Наука и общество в XX-XXI веках II . М.: ФГБУ "Издательство "Наука", 2024. С. 543-566.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
А.В. Матисон начал выступление с констататции того, что вопрос о награждении представителей духовенства связан не столько с историей самих знаков отличия, сколько с положением, которое данное сословие занимало в государстве. Известно, что в петровскую и елизаветинскую эпохи белое духовенство Российской империи имело невысокий социальный статус, в чем-то приближенный к податным сословиям, и в этом качестве практически не могло претендовать на признание своих заслуг и, соответственно, на знаки отличия. Следствием такого социального положения было пренебрежительное отношение дворян к клирикам. В правление Павла I положение духовенства изменилось. В частности, раньше священнослужителей награждали только эпизодически (так, духовник императрицы Екатерины II протоиерей Иоанн (Панфилов) был удостоен права ношения митры). С павловского царствования данная практика приобретает систематический характер.
Приблизительно около 1797 г. возникает практика выдачи орденов священнослужителям. Кроме того, за особые заслуги можно было получить сан протоиерея, ранее присваивавшийся только по занятии соответствующей должности. Первоначально правом награждения священников пользовался только император, но со временем часть полномочий в этой области переходит к Священному Синоду и правящим архиереям.
Российские священники XIX в. могли получать как собственно церковные награды (набедренники, скуфьи, палицы, митры и т.п.), так и светские ордена; принципиально невозможным для духовенства было только получение польских орденов св. Станислава и Белого Орла. Первоначально священники, награжденные светскими орденами, именовались, как и все прочие носители этих наград, кавалерами. Затем было введено выражение «сопричисленные к ордену», учитывавшее особое положение священнослужителей, отличное от положения их прихожан.
Награды высоко ценились, а получение светского ордена открывало священнику путь к обретению потомственного дворянства, что было бы существенным шагом вверх по социальной лестнице, как для самого награжденного, так и для его детей. В то же время, священнослужителей награждали крайне скупо, только за особые заслуги или при наличии протекции. До 80-х гг. XIX в. большинство священников едва ли могло претендовать на что-то большее, чем две самые скромные церковные награды — набедренник и скуфья.
В дальнейшем практика награждения эволюционировала. Священнослужителей стали награждать орденами за выслугу лет. Новое положение дел не было закреплено никаким официальным документом, но, как правило, за 50 лет беспорочной службы священник получал орден св. Владимира IV степени. Представители духовенства, приписанные к военному ведомству, получали орден за 35 лет службы, а при условии участия в военных походах — и за 25.
Введение новых правил несколько приближало священнослужителей к получению потомственного дворянства (хотя все равно срок в 50 лет службы оставался колоссальным). Однако вскоре и эта возможность была закрыта, поскольку было установлено, что потомственное дворянство дает только орден св. Владимира III степени. В начале XX в. на потомственное дворянство могли реально претендовать только священники, получившие образование в академиях.
В целом, даже несмотря на создание системы наград, духовенство Российской империи оставалось сословием низшим по отношению к дворянству. Грань между двумя сословиями оставалась практически непреодолимой. В ряде отношений положение священника было даже менее выгодным, чем положение личных дворян и даже некоторых категорий разночинцев.
В ходе обсуждения докладчику было задано множество вопросов, касавшисхя награждения духовенства потомственным дворянством, происхождения традиции церковных наград в России и за ее пределами, судеб детей священнослужителей, получивших дворянское достоинство и др. В оживленной дискуссии приняли активное участие Е.В.Акельев, Д.А.Сдвижков, Д.А.Добровольский, А.Б. Каменский и Э. Виртшафтер.
Анна Пескова