Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
М.: Новое литературное обозрение, 2025.
Имагология и компаративистика. 2025. № 23. С. 358-379.
В кн.: «Викторианский сборник»: К юбилею Виктории Мочаловой. М.: Новое литературное обозрение, 2025. Гл. 10. С. 109-122.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Доклад посвящен крупнейшей в истории дореволюционной России реформе административно-территориального деления, связанной с введением в действие «Учреждений для управления губерниями» в 1775-1785 гг.Вопрос о реорганизации системы внутренних границ в век Просвещения был предметом серьезного внимания правительств во многих странах Европы, поскольку исторически сложившееся административное деление далеко не всегда соответствовало новым моделям устройства общества и управления. Однако сословные организации, определявшие жизнь в каждой из провинций, обладали серьезным влиянием, и государства далеко не всегда легко могли изменить его. В сущности, из стран Западной Европы только во Франции во время революции провинции были полностью ликвидированы и заменены новыми, организованными на рациональных принципах департаментами. Эта реформа, однако, вызвала серьезный раскол во французском обществе и воспринималась современниками как одна из наиболее ярких черт того слома традиционного мироустройства, с которым была сопряжена революция.С этой точки зрения радикальное изменение системы административного деления в ходе екатерининской губернской реформы представляет большой интерес, поскольку в данном случае подобного противодействия мы не наблюдаем.Основное внимание в докладе будет уделено методике реконструкции произведенных изменений, а также выяснению вопроса о том, каким образом были разделены старые административные единицы и как были собраны новые, в какой степени в ходе реформы сохранились существовавшие ранее территориальные связи. Это позволит понять, насколько последовательно реформаторы воплощали провозглашенные в «Учреждениях» принципы, какой информацией об управляемых территориях они обладали и как взаимодействовали с их населением.
Текст автореферата докторской диссертации Д.А. Хитрова:
2_Хитров_автореферат_ИТОГ (PDF, 743 Кб)