Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
Leiden; Boston: Brill, 2025.
Вестник Томского государственного университета. История. 2025. № 512. С. 127-136.
В кн.: Понятие права: история и теория (к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта). Издательство Проспект, 2025. С. 79-89.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Группа «Средневековый мир и Древняя Русь»
Лаборатории лингвосемиотических исследований ВШЭ
Коллоквиум
Инновации в религиозной и светской культуре Византии, Руси и «латинской» Европы в Средние века
22 ноября, суббота, 12:00–20:00,
НИУ ВШЭ на Ст. Басманной, 21, ауд. Л 302
Коллоквиум проводится в смешанном режиме.
Задача нашего коллоквиума – взглянуть на проблему инноваций в светской и религиозной культуре Византии и Руси по сравнению с опытом «латинского» Запада в Средние века и на рубеже Нового времени.
Со времён Чаадаева в общественном мнении и России, и Запада распространено представление, что византийско-православная средневековая культура – в отличие от христианской культуры Запада – отторгала любые тренды, ведшие к религиозным и иным инновациям. Это, как предполагается, коррелировало с «косностью», иммобилизмом и «охранительством» и в светской культуре, и в политической жизни, и в социальных институтах. Такого рода взгляды были долгое время распространены и в академической среде. И никак нельзя сказать, что для таких мифологизированных представлений не было бы совсем никаких оснований. Но какова истинная мера различий и сходств между «Западом» и «Востоком» христианского мира в этой области? Какие факторы или способствовали, или препятствовали инновациям в религиозной сфере? Как это сказывалось на светских областях общественной жизни? Какие иные факторы или способствовали, или препятствовали инновациям во внерелигиозной сфере развития европейских обществ? Эти и подобные вопросы, превратившись в много более детализированные «анкеты», будут в повестке дня нашего коллоквиума.
Данная проблематика обширна, поэтому, конечно, предполагается её рассмотреть на материалах тех или иных конкретно-исторических ситуаций и процессов. И, разумеется, речь не идёт о намерении предложить суммарный ответ на огромный исторический и историософский вопрос. Однако, хотелось бы увидеть
(а) как современная историческая мысль (на Западе и в России) отвечает на вопросы обсуждаемой повестки;
(б) инновации и консерватизм в конфессиональной христианской культуре Запада и Московской Руси в эпоху Реформации и Католической реформы: каковы существо и мера различий?
(в) в каких частных, узкоспециальных (но, тем не менее, релевантных!) измерениях можно продвинуться вперёд в понимании факторов и корреляций, приведших к take-off Запада на пороге Нового времени и к тому, что Русь и Россия, как принято считать, пошли иным путём, едва ли не отторгая инновации в культуре, в политических институтах, в организации социальных связей и в хозяйственной деятельности?
Приглашаем всех желающих присоединиться к коллоквиуму, по вопросам онлайн-подключения обращайтесь к Андрею Юрьевичу Виноградову: auvinogradov@hse.ru
Программа:
12:00–12:10 – Открытие коллоквиума.
12:10–12:30 – М.А. Бойцов. А когда же случился этот западный take-off?
12:50–13:10 – О.С. Воскобойников. Новшества в идеологии и политике папства в середине XIII века.
13:30–13:50 – С.А. Яцык. От lectio к praedicatio: сборники дистинкций как инструмент понятийного мышления.
14:10–14:30 – М.В. Дмитриев. Ecclesia semper reformanda… Почему католическая Реформа XV в. обернулась протестантской Реформацией XVI в.?
14.50–15.30 – ПЕРЕРЫВ
15:30–15:50 – П.С. Стефанович. Несколько латинских выражений в древнерусском контексте (конец XII – начало XIV в.): Fideles Dei et regi, Pro patria mori, Rex est imperator in regno suo.
16:10–16:30 – А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. Именины как древнерусская инновация: к постановке проблемы.
16:50–17:10 – А.Ю.Виноградов. Перечни русских епископий в XVI в.: модернизация, адаптация и конструирование исторической памяти в Московии и Рутении.
17:30–17:50 – М. М. Бернацкий. Рукописный греческий антиминс из собрания Устюженского краеведческого музея: новое свидетельство о переписке Петра Первого с венецианскими властями по делу митрополита Мелетия Типальда.
18:10–18:30 – А.В. Муравьев. Вера и технология в мировоззрении противников никоновских реформ (к вопросу о технической инновативности как благом деле).
19:00–20:00 – Финальный круглый стол: «Христианство, инновации и стагнация в Средние века: опыт Руси и Запада в сравнении».