• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3

Руководство
Доцент, руководитель Бабкова Галина Олеговна
Доцент, заместитель руководителя школы Пучков Павел Андреевич
Профессор, научный руководитель школы, директор Центра Истории России Нового времени Каменский Александр Борисович
Менеджер по работе с ППС Некрасова Надежда Владимировна
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Статья
"Отец монахов": основания духовного авторитета настоятеля в вестготских монастырях VII в.

Марей Е. С.

Вестник Томского государственного университета. История. 2025. № 512. С. 127-136.

Глава в книге
Концепция прав человека в российской дореволюционной юриспруденции и ее европейские источники

Туманова А. С.

В кн.: Понятие права: история и теория (к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта). Издательство Проспект, 2025. С. 79-89.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Коллоквиум "Инновации в религиозной и светской культуре Византии, Руси и «латинской» Европы в Средние века"

16+

Группа «Средневековый мир и Древняя Русь»

Лаборатории лингвосемиотических исследований ВШЭ

Коллоквиум

Инновации в религиозной и светской культуре Византии, Руси и «латинской» Европы в Средние века

22 ноября, суббота, 12:00–20:00,

 НИУ ВШЭ на Ст. Басманной, 21, ауд. Л 302

 

Коллоквиум  проводится в смешанном режиме.

Задача нашего коллоквиума – взглянуть на проблему инноваций в светской и религиозной культуре Византии и  Руси по сравнению с  опытом «латинского» Запада в Средние века и на рубеже Нового времени. 

Со времён Чаадаева в общественном мнении и России, и Запада распространено представление, что византийско-православная  средневековая культура – в отличие от христианской культуры Запада – отторгала любые тренды, ведшие к религиозным и иным инновациям. Это, как предполагается, коррелировало с «косностью», иммобилизмом и «охранительством» и в светской культуре,  и в политической жизни, и в социальных институтах. Такого рода взгляды были долгое время распространены и в академической среде. И никак нельзя сказать, что для таких мифологизированных представлений не было бы  совсем никаких оснований. Но какова истинная мера различий и сходств между «Западом» и «Востоком» христианского мира в этой области? Какие факторы или способствовали, или препятствовали инновациям в религиозной сфере?  Как это сказывалось на светских областях общественной жизни? Какие иные факторы или способствовали, или препятствовали инновациям во внерелигиозной сфере развития европейских обществ? Эти и подобные вопросы, превратившись в много более детализированные «анкеты», будут в повестке дня нашего коллоквиума. 

Данная проблематика обширна, поэтому, конечно, предполагается её рассмотреть на материалах тех или иных конкретно-исторических ситуаций и процессов. И, разумеется, речь не идёт о намерении предложить суммарный ответ на огромный исторический и  историософский вопрос. Однако, хотелось бы увидеть

 (а) как современная историческая мысль (на Западе и в России) отвечает на вопросы обсуждаемой повестки; 

(б) инновации и консерватизм в конфессиональной христианской культуре Запада и Московской Руси в эпоху Реформации и Католической реформы: каковы существо и мера различий? 

(в) в каких частных, узкоспециальных (но, тем не менее, релевантных!) измерениях можно продвинуться вперёд в понимании факторов и корреляций, приведших к  take-off  Запада на пороге Нового времени и к тому, что Русь и Россия, как принято считать, пошли иным путём, едва ли не отторгая инновации в культуре, в политических институтах, в организации социальных связей и в хозяйственной деятельности?

Приглашаем всех желающих присоединиться к коллоквиуму, по вопросам онлайн-подключения обращайтесь к Андрею Юрьевичу Виноградову: auvinogradov@hse.ru

Программа:

12:00–12:10 – Открытие коллоквиума.

12:10–12:30 – М.А. Бойцов. А когда же случился этот западный take-off?

12:50–13:10 – О.С. Воскобойников. Новшества в идеологии и политике папства в середине XIII века.

13:30–13:50 – С.А. Яцык. От lectio к praedicatio: сборники дистинкций как инструмент понятийного мышления.

14:10–14:30 – М.В. Дмитриев. Ecclesia semper reformanda…  Почему католическая Реформа XV в. обернулась протестантской Реформацией XVI в.?


14.5015.30 – ПЕРЕРЫВ


15:30–15:50 – П.С. Стефанович. Несколько латинских выражений в древнерусском контексте (конец XII – начало XIV в.): Fideles Dei et regi, Pro patria mori, Rex est imperator in regno suo.

16:10–16:30 – А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. Именины как древнерусская инновация: к постановке проблемы.

16:50–17:10 – А.Ю.Виноградов. Перечни русских епископий в XVI в.: модернизация, адаптация и конструирование исторической памяти в Московии и Рутении.

17:30–17:50 – М. М. Бернацкий. Рукописный греческий антиминс из собрания Устюженского краеведческого музея: новое свидетельство о переписке Петра Первого с венецианскими властями по делу митрополита Мелетия Типальда.

18:10–18:30 – А.В. Муравьев. Вера и технология в мировоззрении противников никоновских реформ (к вопросу о технической инновативности как благом деле).

19:00–20:00 – Финальный круглый стол: «Христианство, инновации и стагнация в Средние века: опыт Руси и Запада в сравнении».

Добавить в календарь