• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Книга
Новые места - новые люди
В печати

Кляйнман И.

М.: Книжники, 2018.

Статья
Care Outside the Comfort Zone
В печати

Lucento, Angelina.

Performance Research. 2017. Vol. 22. No. 4. P. 79-88.

Глава в книге
Флорентийская школа в живописи

Назарова О. А.

В кн.: Большая российская энциклопедия. Т. 33: Уланд — Хватцев. М.: Большая российская энциклопедия, 2017. С. 435-435.

Препринт
A Muslim Azef, or One More Orientalist: Playing the Other in Imperio-Orientalist Mirrors

Bessmertnaya O. Y.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2017. No. 158/HUM/2017.

Доклад Т.В. Артемьевой «Визуализация философских понятий в российской интеллектуальной культуре эпохи Просвещения»

Мероприятие завершено
6 апреля 2016 г. в 18:00 состоится очередное заседание совместного семинара ГИИМ и Школы исторических наук НИУ ВШЭ по истории и культуре России XVIII–XIX вв. С докладом на тему «Визуализация философских понятий в российской интеллектуальной культуре эпохи Просвещения» выступит д-р филос. наук Татьяна Владимировна Артьемьева (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена).

Аннотация доклада. Система философских понятий в эпоху Просвещения только начала свое становление. Это было отмечено Г.Н. Тепловым, автором одного из первых профессиональных сочинений, вводящих в профессиональное философствование «Знания, касающиеся вообще до философии для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут» (1751). Его сочинение предваряет небольшой словарь философской лексики, необходимой для правильного понимания текста.

Только часть философского сообщества тяготела к лексической определенности и использованию переводных терминов. Она была связана с немногочисленными академическими институтами и церковными школами XVIII века.

Значительный объем философских смыслов присутствовал в российской интеллектуальной культуре в виде метафор и визуальных образов.

Разумеется, система и иерархия «визуальных понятий», а также области их применения отличались от структуры классической метафизики, однако это касалось больше формы, нежели содержания. Система эпистемологических понятий («истина», «мысли», «учение», «убеждение», «идея», «разум» («ослепление разума»), «познание», «мудрость», «самопознание»),  категории классической метафизики («философия», «метафизика», «душа», «бессмертие души»), моральные категории («кротость», «терпение», «смирение»; «любовь ко ближнему», «щедрость», «зависть»), понятия герметической и мистической философии («мрак», «черная храмина», «истинный свет», «умный свет», «магический огонь», «светоносный треугольник», «огненный треугольник», «блистающая звезда», «пламенеющая звезда», «небесная лазурь»), понятия социальной философии («золотой век», «железный век», «царство Астреи») находили свое отражение в соответствующей системе эмблем. Каждому из этих понятий соответствовал определенный код, существовавший как в визуальном, так и нарративном (описательном) выражении. Значительная (хотя и не вся) масса этих кодов была прояснена в книгах эмблем, или специальных изданиях. Кроме того, к этим понятиям тяготело большое количество визуальных метафор, использовавшихся в философских текстах. Оригинальная визуализации была характерна для философии истории, формировавшей образ «славного прошлого», использовавшийся в исторической живописи, театральных постановках и идеологическом декоре.

Заседание семинара состоится по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Для заказа пропусков просьба сообщить ваши фамилию, имя, отчество и место работы Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru.