• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Книга
Новые места - новые люди
В печати

Кляйнман И.

М.: Книжники, 2018.

Статья
Care Outside the Comfort Zone
В печати

Lucento, Angelina.

Performance Research. 2017. Vol. 22. No. 4. P. 79-88.

Глава в книге
Флорентийская школа в живописи

Назарова О. А.

В кн.: Большая российская энциклопедия. Т. 33: Уланд — Хватцев. М.: Большая российская энциклопедия, 2017. С. 435-435.

Препринт
A Muslim Azef, or One More Orientalist: Playing the Other in Imperio-Orientalist Mirrors

Bessmertnaya O. Y.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2017. No. 158/HUM/2017.

Доклад Е.А. Скворцовой «“Панорама Палермо” К.Ф. Шинкеля в Петербурге: воспоминание о путешествии семьи императора Николая I в Палермо»

Мероприятие завершено
1 июня 2016 г (среда) в 18:00 состоится очередное заседание cовместного семинара ГИИМ и ВШЭ по истории и культуре России XVIII–XIX вв. С докладом на тему «“Панорама Палермо” К.Ф. Шинкеля в Петербурге: воспоминание о путешествии семьи императора Николая I в Палермо» выступит канд. искусствоведения Екатерина Александровна Скворцова (СПбГУ).

Аннотация доклада. В докладе освещено экспонирование в Петербурге «Панорамы Палермо». Монументальная картина кругового обзора была написана К.Ф. Шинкелем в 1808 г. по эскизам, созданным им во время поездки в Италию 1803–1805 гг. На склоне лет мастер решил повторить эту композицию в еще большем размере. Ослабленный болезнью, он не мог воплотить замысел сам и при посредничестве своего друга художника К. Гропиуса препоручил его К.Э. Бирману. Панорама демонстрировалась в Берлине, а затем была продана Гропиусом в Петербург. До этого момента ее история досконально прослежена европейскими исследователями. Судьба «Панорамы Палермо» в России по сей день оставалась неизвестной — как и сам этот художественный феномен был до последнего времени забыт отечественной историографией. Особенно досадным такое небрежение представляется на фоне развитой традиции изучения панорам, диорам и родственных им художественных явлений в европейском искусствознании.

Устройство «Панорамы Палермо» в Петербурге (1846 г.) происходило при благосклонном внимании Николая I. В России публика видела в ней прежде всего напоминание о недавнем путешествии в Палермо императорской семьи, во время которого произошли важные события. Конечно, Шинкель, создавая панораму, не мог и предполагать такого поворота в ее восприятии! На материале не востребованных прежде текстовых и изобразительных источников из РГИА, ЦГИА СПб, ЦГТМ им. А.А. Бахрушина и РНБ, а также периодики середины XIX в. удалось выявить обстоятельства приобретения панорамы, создания специального павильона для ее демонстрации в Петербурге и особенности выставочной политики, проводимой организатором этого зрелища — декоратором и первым машинистом Императорских театров академиком А.А. Роллером. Доклад обогащает представления о русско-немецких художественных связях, а также о временных деревянных постройках в центре Петербурга в XIX веке и культурном досуге горожан как части истории повседневности, поскольку панорама как художественный феномен по сей день остается предметом бурной дискуссии: одни отстаивают ее право быть причисленной к сонму высоких искусств, другие же низвергают ее до формы зрелища, созданного на потребу публике.

Заседание семинара пройдет по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разового пропуска просьба сообщить свои фамилию, имя, отчество и место работы менеджеру Центра источниковедения Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru.