• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Глава в книге
Кочевые тюркские племена на хорезмийской службе в эпоху монгольского нашествия

Тимохин Д. М.

В кн.: Историческая мозаика Евразии. Сборник статей к 70-летию Д.Д. Васильева. М.: Пробел – 2000, 2017. С. 232-244.

Препринт
INTERNATIONAL POSITION OF CHRISTIAN ALANIA IN THE 10TH CENTURY

Виноградов А. Ю.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2016

Доклад Е.А. Скворцовой «“Панорама Палермо” К.Ф. Шинкеля в Петербурге: воспоминание о путешествии семьи императора Николая I в Палермо»

Мероприятие завершено
1 июня 2016 г (среда) в 18:00 состоится очередное заседание cовместного семинара ГИИМ и ВШЭ по истории и культуре России XVIII–XIX вв. С докладом на тему «“Панорама Палермо” К.Ф. Шинкеля в Петербурге: воспоминание о путешествии семьи императора Николая I в Палермо» выступит канд. искусствоведения Екатерина Александровна Скворцова (СПбГУ).

Аннотация доклада. В докладе освещено экспонирование в Петербурге «Панорамы Палермо». Монументальная картина кругового обзора была написана К.Ф. Шинкелем в 1808 г. по эскизам, созданным им во время поездки в Италию 1803–1805 гг. На склоне лет мастер решил повторить эту композицию в еще большем размере. Ослабленный болезнью, он не мог воплотить замысел сам и при посредничестве своего друга художника К. Гропиуса препоручил его К.Э. Бирману. Панорама демонстрировалась в Берлине, а затем была продана Гропиусом в Петербург. До этого момента ее история досконально прослежена европейскими исследователями. Судьба «Панорамы Палермо» в России по сей день оставалась неизвестной — как и сам этот художественный феномен был до последнего времени забыт отечественной историографией. Особенно досадным такое небрежение представляется на фоне развитой традиции изучения панорам, диорам и родственных им художественных явлений в европейском искусствознании.

Устройство «Панорамы Палермо» в Петербурге (1846 г.) происходило при благосклонном внимании Николая I. В России публика видела в ней прежде всего напоминание о недавнем путешествии в Палермо императорской семьи, во время которого произошли важные события. Конечно, Шинкель, создавая панораму, не мог и предполагать такого поворота в ее восприятии! На материале не востребованных прежде текстовых и изобразительных источников из РГИА, ЦГИА СПб, ЦГТМ им. А.А. Бахрушина и РНБ, а также периодики середины XIX в. удалось выявить обстоятельства приобретения панорамы, создания специального павильона для ее демонстрации в Петербурге и особенности выставочной политики, проводимой организатором этого зрелища — декоратором и первым машинистом Императорских театров академиком А.А. Роллером. Доклад обогащает представления о русско-немецких художественных связях, а также о временных деревянных постройках в центре Петербурга в XIX веке и культурном досуге горожан как части истории повседневности, поскольку панорама как художественный феномен по сей день остается предметом бурной дискуссии: одни отстаивают ее право быть причисленной к сонму высоких искусств, другие же низвергают ее до формы зрелища, созданного на потребу публике.

Заседание семинара пройдет по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разового пропуска просьба сообщить свои фамилию, имя, отчество и место работы менеджеру Центра источниковедения Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru.