• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Российская историческая энциклопедия

Т. 6: Джемшиды-ильменские славяне. М.: Абрис, 2018.

Глава в книге
К вопросу о передатировке Гурджаанской Квелацминды

Виноградов А. Ю.

В кн.: Иверия, Афон, Россия. Духовные и культурные связи. Сборник статей по материалам IV Научных чтений, посвященных памяти Давида Ильича Арсенишвили. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2017. С. 40-44.

Препринт
"Soviet Antiquity": Looking for a Cohesive Theory

Ladynin I. A.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2017. No. 161.

Презентация книги К.Д. Бугрова «Монархия и реформы: политические взгляды Н.И. Панина» (Екатеринбург, 2015)

Мероприятие завершено
8 июня 2016 г. (среда) в 18:00 состоится очередное заседание совместного семинара ГИИМ и ВШЭ по истории и культуре России XVIII–XIX вв. С презентацией своей книги «Монархия и реформы: политические взгляды Н.И. Панина» (Екатеринбург, 2015) выступит канд. ист. наук Константин Дмитриевич Бугров (Уральский федеральный университет).

Аннотация выступления. Реформаторские проекты Н.И. Панина имеют в историографии устойчивую репутацию вехи российского конституционализма. Несмотря на то, что в последнюю четверть века исследовательское пространство исторической науки неуклонно расширяется в сторону междисциплинарности, изучение российской политической культуры до сих пор во многом основывается на устойчивой историографической традиции, говорящей об извечном противостоянии «правовых» и «абсолютистских» начал в истории страны, о борьбе «государства» и «общества». И если значимость самого факта существования проектов Панина отмечают практически все современные исследователи, то ориентиры создателя этих проектов остаются не вполне ясными. А не представляют ли сами эти проекты — начиная с отсылок к «праву» и «закону» и заканчивая рассуждениями о «вольности» и «Просвещении» — набор «общих мест»?

Для того, чтобы оценить содержание панинских идей о монархии (и, само собой, о реформах), нам понадобится вначале рассмотреть жанровое своеобразие текста — ненаписанного политического трактата, на деле имевшего форму, говоря современным языком, служебной записки. Кому, каким образом и с какой целью были адресованы тексты Панина? Можно говорить об «абсолютистском реформизме», бытовавшем среди наиболее креативных представителей придворно-административной элиты Российской империи. Отсюда – прямой путь к широкой дискуссии о монархизме, конституционализме и республиканизме в истории отечественной политической культуры. Если проекты Панина можно считать «ограничительными», то что и как они должны были ограничивать? Правомочно ли говорить о конституционалистской традиции в российском XVIII в.?

Возможно, для анализа идейного наследия Панина — и, шире, идейного наследия российского XVIII в. — юридические категории подходят не лучшим образом. Речь в текстах Панина шла преимущественно о моральных качествах государя и граждан, об искусстве принимать решения, о долге и, в конечном счете — о самоограничении. Это особенно видно при сравнении с одним из возможных источников панинского «Рассуждения о непременных государственных законах» — принадлежащей виконту Болингброку «Идеи о короле-патриоте» (1738). Можно заключить, что Панин куда ближе к идеологам монархизма XIX в. с их акцентом на личных качествах и моральных достоинствах государя и подданных.

Заседание семинара пройдет по адресу ул. Петровка, д. 12, ауд. 208.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разового пропуска просьба сообщить свои фамилию, имя, отчество и место работы менеджеру Центра источниковедения Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru.