• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
О так называемых «Змеиных богинях» Крита периода «новых дворцов»

Зинченко С. А., Солька А. А.

В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Доклад Анны Садаровой «Отражение доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в позднеготическом искусстве Западной Европы к северу от Альп»

Мероприятие завершено
28 февраля 2018 г. (среда) в 18.30 состоится пятнадцатое заседание семинара «Проблемы христианской иконографии. Западная Европа». С докладом на тему «Отражение доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в позднеготическом искусстве Западной Европы к северу от Альп» выступит аспирант отделения «История искусства» Исторического факультета МГУ Анна Садарова.

Аннотация доклада. Говоря об изменении в Позднем Средневековье представлений о природе Девы Марии, нельзя обойти вниманием горячие теологические споры, особо активно развернувшиеся в XIV веке — это были споры о ее Непорочном зачатии.

Иконография Immaculata Conceptio складывается окончательно в XVI столетии. Однако уже в конце XIV–XV вв. в изображениях Богоматери, а также ее земных родителей свв. Иоакима и Анны начинают появляться детали, отсылающие к не утвержденному официально католической церковью догмату.

Так, сопоставление в изображениях сцены поцелуя свв. Иоакима и Анны у Золотых ворот — момента зачатия Девы — и сцены Благовещения также может указывать на то, что два случая зарождения жизни произошли одинаково чудесным образом.

В XVI веке для художественного отражения догмата, утвердившего свои позиции на Тридентском соборе, были избраны черты Жены Апокалипсиса, описанной в 12 главе Откровения Иоанна Богослова. Однако тема Жены, облеченной в солнце, в качестве прообраза Богоматери появляется в искусстве Западной Европы уже в XIV веке, поначалу в единичных произведениях. В следующем же столетии этот мариологический образ получил значительное развитие. Он сочетался с иными типами и мотивами, приобретая различные оттенки значения. Происходил отбор наиболее значимых его элементов, чтобы в XVI веке стать основой для иконографии Immaculata Conceptio.

Заседание семинара пройдет по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, строение 3 (корпус Л), ауд. Л-301.

Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков просьба обращаться к доценту Школы исторических наук А.В. Пожидаевой по адресу apozhidaeva@hse.ru.