Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 87. С. 86-95.
В кн.: Херсонесский сборник. Выпуск XXV. Вып. 25. Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», 2024.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
Аннотация доклада. Говоря об изменении в Позднем Средневековье представлений о природе Девы Марии, нельзя обойти вниманием горячие теологические споры, особо активно развернувшиеся в XIV веке — это были споры о ее Непорочном зачатии.
Иконография Immaculata Conceptio складывается окончательно в XVI столетии. Однако уже в конце XIV–XV вв. в изображениях Богоматери, а также ее земных родителей свв. Иоакима и Анны начинают появляться детали, отсылающие к не утвержденному официально католической церковью догмату.
Так, сопоставление в изображениях сцены поцелуя свв. Иоакима и Анны у Золотых ворот — момента зачатия Девы — и сцены Благовещения также может указывать на то, что два случая зарождения жизни произошли одинаково чудесным образом.
В XVI веке для художественного отражения догмата, утвердившего свои позиции на Тридентском соборе, были избраны черты Жены Апокалипсиса, описанной в 12 главе Откровения Иоанна Богослова. Однако тема Жены, облеченной в солнце, в качестве прообраза Богоматери появляется в искусстве Западной Европы уже в XIV веке, поначалу в единичных произведениях. В следующем же столетии этот мариологический образ получил значительное развитие. Он сочетался с иными типами и мотивами, приобретая различные оттенки значения. Происходил отбор наиболее значимых его элементов, чтобы в XVI веке стать основой для иконографии Immaculata Conceptio.
Заседание семинара пройдет по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, строение 3 (корпус Л), ауд. Л-301.
Студентам, преподавателям и сотрудникам НИУ ВШЭ вход свободный. Для заказа разовых пропусков просьба обращаться к доценту Школы исторических наук А.В. Пожидаевой по адресу apozhidaeva@hse.ru.