• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама

Большаков В. А., Дандамаева З. Э., Дубровская Д. В. и др.

М.: Институт востоковедения РАН, 2024.

Статья
Реэвакуация населения в Москву: коррупция и теневой рынок жилья, 1941–1948 гг.
В печати

Тюрин В. И.

Электронный научно-образовательный журнал "История". 2025.

Глава в книге
«Транзитные» визиты Н.С. Хрущева в регионы РСФСР: репрезентация в центральной и региональной советской прессе (середина 1950-х – начало 1960-х гг.)

Петрова Т. М.

В кн.: История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сб. статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (22–25 октября 2024 г.). М.: ИРИ РАН, 2024. С. 495-500.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Зарубежная стажировка студентки 4-го курса Натальи Полковниковой

В течение осеннего семестра 2013-2014 учебного года мне выпала возможность быть участником программы академической мобильности, а именно стать студенткой Факультета социальных наук Университета Хельсинки в Финляндии. Подробный отчет Натальи читайте здесь.

Сразу отмечу, что тех опасений и трудностей, которые обычно возникают у студентов, отправляющихся учиться заграницу, у меня, наверное, не было - это моя не первая зарубежная стажировка, поэтому я уже имела некоторый опыт в оформлении и сборе документов, а английским языком, на котором предполагалось обучение, я занимаюсь около 15 лет и владею им уверенно. Единственное, я не знала финского языка, но опыт предыдущих путешествий показал, что, как правило, в Европе люди на английском разговаривают хорошо – к счастью, всё так и вышло. Но сказать, что подготовка и начало поездки прошли «без сучка, без задоринки» не могу - проблем и сложностей было более чем достаточно.

Во-первых, принимающая сторона помогает студентам со всем, что касается оформления каких-то необходимых документов вроде проездного на транспорт, студенческой и медицинской карт, однако такая немаловажная составляющая как поиск жилья была целиком и полностью обязанностью студента. На практике это означает, что за несколько месяцев до поездки я должна была искать в интернете людей, сдающих в аренду жильё, переписываться и созваниваться с ними, согласовывать сроки своего пребывания в Хельсинки с доступностью жилья на этот период, не говоря уже о поиске оптимальной цены для студента - Финляндия входит в 15 стран с самым высоким уровнем жизни, поэтому и цены на жильё там соответствующие. Во-вторых, уже в Хельсинки выяснилось, что большая часть тех учебных дисциплин, которые я должна была изучать согласно индивидуальному учебному плану, не состоялась. Дело в том, что в общую электронную базу данных, из которых студент выбирает себе курсы, попадают абсолютно все предметы, которые когда-либо читались или будут читаться в университете, но зачастую информация о датах курса просто отсутствует. В итоге получается так, что студент выбирает курсы, а в реальности их и вовсе нет. Но во всём есть как минусы, так и плюсы, и в данном случае я не растерялась, стала искать другие предметы, переписываться с преподавателями, которые любезно разрешили мне заниматься у них, когда уже сроки регистрации на курс прошли. В-третьих, пришлось столкнуться с рядом бытовых проблем, вроде заблокированной банковской карты и проблем со здоровьем, но всё разрешилось относительно быстро и благополучно.

По словам моего научного руководителя О.В. Будницкого «Университет Хельсинки – это пример того, куда мы все стремимся, он входит в сотню лучших университетов мира». Это действительно внушительных размеров университет с самыми разными направлениями подготовки, с большим количеством кампусов и студентами со всех уголков мира – люди, с которыми я подружилась спустя некоторое время, были из таких стран как Чили, Румыния, Сингапур, ЮАР, США, Грузия, Великобритания, Япония, Италия, Польша и т.д. Таким образом, подобные программы академической мобильности – это опыт знакомства не только с другой системой образования и культурой страны, в которую ты попал, но и с людьми и культурой практически всего мира.  Говоря о большом числе кампусов, хочу отметить, что это одновременно было и проблемой для меня. Наверное, все студенты Вышки учатся, как правило, в одном здании, в Хельсинки же получилось так, что каждый предмет читался в разных зданиях. Несмотря на то, что расположены они, как правило, рядом друг с другом, и некоторые из них даже соединены, тем не менее, коротких перерывов не всегда хватало, чтобы найти нужный кабинет и прийти на пару вовремя. Хотя на большом числе курсов преподаватели ждали студентов 10-15 минут и не начинали пару в течение этого времени. Продолжая разговор о разнице обучения в НИУ ВШЭ и в Университете Хельсинки, я вспоминаю о том, что в Хельсинки студенты самостоятельно составляют себе учебное расписание – там нет конкретных групп людей, которые в обязательном порядке посещают одни и те же курсы. Каждый волен слушать те предметы, которые он сам себе выбирает, исключение составляют языковые курсы – там группы закреплены. Кстати говоря, как раз по той причине, что один курс могут посещать разные люди (в том числе, бакалавры и магистры), на дисциплине по Истории бизнеса и технологий во время Холодной войны я случайно оказалась полностью в окружении студентов магистратуры, как выяснилось позже, курс был подготовлен как раз для их уровня. Долгое время я не могла понять, почему мне было довольно сложно учиться вместе с ними, и только после успешной сдачи курса выяснилось, что уровень предмета был на порядок выше моего, что вызвало приятное удивление у преподавателя J Занятия проходили так же в форме лекций и семинаров, обычно сопровождаемых презентациями в Power Point, которые преподаватели обычно загружали в электронную базу данных Moodle (что-то вроде LMS). Часто преподаватели просили не записывать материал, а просто внимательно послушать и попытаться понять, т.к. все необходимые данные можно было найти в презентации дома, что было очень удобно. И последнее основное отличие от обучения в Высшей Школе Экономики – это, конечно, экзаменационная сессия. Практически во всех ВУЗах России экзамены и зачёты студенты сдают одинаково – у них заранее имеется список вопросов, которые необходимо подготовить и выучить к экзамену. В Хельсинки всё было по-другому: списка с вопросами не предоставлял ни один преподаватель, в основном, учитывалась посещаемость курса и оценка за финальное эссе или реферат. К одному из предметов нас попросили прочитать около 15 статей и просто знать их содержание, было известно, что вопросы будут по статьям, но какие конкретно - никто не знал. Что касается дисциплин, которые и изучала, то в основном они касались современной европейской политики, также я изучала одновременно французский и немецкий язык, историю церкви в США, историю бизнеса и технологий периода Холодной войны, историю международных отношений.

Отдельно мне хотелось бы рассказать о том, что за такой сравнительно небольшой период времени как семестр, мне удалось познакомиться не только с достопримечательностями города Хельсинки и прилегающих островов (о. Суоменлинна), но и неоднократно съездить в эстонскую и шведскую столицы - Таллинн и Стокгольм. Дело в том, что в сентябре в Хельсинки я выиграла карту от компании морских круизов, которая давала мне право бесплатно на протяжении четырёх месяцев ездить в Таллинн и Стокгольм и брать с собой при этом друзей, поэтому как только у меня были свободные выходные, я старалась их проводить в поездках в эти города, знакомясь с их архитектурным наследием удивительной красоты. Более того, неделю осенних каникул я провела в прекрасном Париже, по пути побывав в Берлине, а под конец моего пребывания в Финляндии, после сдачи последних экзаменов и накануне католического Рождества я отправилась на самый север страны – в сказочную Лапландию, на родину Санты Клауса, что стало незабываемым и самым удивительным завершением моего северного путешествия. 

Огромную благодарность я хотела бы выразить своему университету за очередной предоставленный шанс обучения за рубежом, за финансовую поддержку, а также большое спасибо Факультету Истории за помощь в подготовке и сборе необходимых документов! Неоднократно в отчётах студентов об их зарубежных стажировках звучала одна фраза, которую не могу не сказать вновь - не знаю другого ВУЗа, где студентам предоставлялись бы такие возможности! :)